Сколько стоит иконостас. Резные иконостасы из дерева по выгодным ценам

Иконостас (греч.εκονοστάσιον) -алтарная перегородка с вратами, расположенная от северной до южной стены храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Наши работы

Иконостас в часовню при медицинском центре г. Владивосток

Иконостас в Смоленскую область

Иконостас г. Каменск-Шахтинский

Иконостас г. Кубинка Московская область Правый предел

Иконостас г. Кубинка Московская область Левый предел

Иконостас г. Москва


Как заказать иконостас?

Заказ иконостаса - сложное и ответственное дело, ведь нужно учесть не только пропорции, расположение икон, но и проработать все детали: резьбу, декоративные элементы, утвердить резьбу, правильно выбрать цвет иконостаса.

color: #555555; font-family: Helvetica, Arial, sans-serif; line-height: 15px;" mce_style="color: #555555; font-family: Helvetica, Arial, sans-serif; line-height: 15px;"> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Мы сможем вам нарисовать и эскиз и назвать примерную стоимость проекта.

4. Если порядок цены вас устроит рисуется 3д проект и просчитывается точная стоимость иконостаса. Стоимость на простые иконостасы от 150 000 р. Стоимость на резные иконостасы смотрите

5. Согласование резьбы на иконостасе.

6. Внесение предоплаты за иконостас.

50% для иконостасов с небольшим количеством резьбы или без нее.

70% для иконостасов с большим количеством резьбовых элементов.

7. Изготовление иконостаса от 45-90 дней в зависимости от его размером.

8. Монтаж иконостаса. Оплата оставшейся суммы.

Монтаж осуществляется во всех регионах европейской части России. Срок монтаже -2-7 дней в зависимости от его размера и сложности монтажа.

Пример резного иконостаса - 3 д модель. Примеры проектов и стоимость иконостасов .





Стоимость на иконостасы в России

Стоимость иконостаса зависит от ряда параметров и просчет цены можно осуществить только по точному эскизу.

Параметры влияющие на стоимость иконостаса:

Длинна

Высота

Рядность: однорядный иконостас, двухрядный иконостас, 3, 4, 5 рядные иконостасы.

Наличие резьбовых элементов .

Материал изготовления иконостаса: МДФ-шпон, МДФ-эмаль, Сосна, Ясень.

Наличие сусального золота .

История иконостаса на Руси

Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские обычаи. В Третьяковской галерее хранится горизонтальная икона трехфигурного деисуса с оглавными изображениями из неизвестного храма Владимиро-Суздальского княжества рубежа XII-XIII вв. Она очевидно предназначалась для установки на архитрав. Существует гипотеза, что аналогичная ей икона со Спасом Эммануилом и двумя архангелами предназначалась для архитрава в северной части алтаря, где располагается вход в жертвенник. Это подкрепляется содержанием данной иконы, где Христос показан как уготованная для спасения людей Жертва.

"Ангел Златые власы"

Сохранились некоторые отдельные иконы, входившие в деисусный чин, например «Ангел Златые власы» (архангел Гавриил) в Русском музее. Это небольшая оглавная икона конца XII века. Таким образом, в каменных храмах обыкновенно делалась алтарная преграда с деисусом над архитравом и иконами Христа и Богоматери внизу. Только ставились они первоначально не в саму преграду, а у восточных столпов храма. Сохранилась такая икона из собора Софии в Новгороде - большая тронная икона Христа «Спас Златая риза» (сейчас в Успенском соборе Московского Кремля, живопись XI в. поновлена в XVII). В некоторых новгородских храмах XII века исследования выявили необычное устройство алтарных преград. Они были очень высокими, но точное их устройство и возможное количество икон не известны.

Увеличение высоты иконостасов

Благоприятная ситуация для роста алтарной преграды была в деревянных церквях, которых на Руси было большинство. В них не делалось настенной росписи, всегда очень важной в храмах византийских, поэтому могло увеличиваться количество икон.

Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас. Сохранились царские врата XIII-XIV вв., относящиеся к новгородской и тверской иконописным школам (ГТГ). На их сплошных деревянных створках изображено сверху Благовещение, а снизу в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. От XIII века дошли храмовые иконы, то есть образы святых или праздников, в честь которых освящены были храмы. Они также могли уже ставится в нижнем ряду преграды. Например, к ним относятся псковские иконы «Успение» и «Илья пророк с житием».

Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля

К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В ГТГ хранится деисусный чин собора Высоцкого монастыря в Серпухове. Это семь поясных икон очень большого размера, исполненных в Константинополе. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века, ГТГ), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева.

Ранний пример праздничного чина дают три горизонтальные иконы с 12 праздниками из собора Софии в Великом Новгороде (XIV век). Первоначально этот чин стоял на древней алтарной преграде собора, а в XVI веке был включен в новый высокий иконостас, заняв третий ряд икон (сейчас иконы в Новгородском музее).

Первый пример ростового деисусного чина - иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Этот чин выделяется как составом - в нем 11 икон - так и их размерами (высота 210 см). В настоящее время точно установлено, что этот чин не мог первоначально предназначаться для Благовещенского собора, а был перенесен в него из другого храма (какого именно до сих пор не установлено, хотя существует много гипотез). Временем создания икон считается либо начало XV века, либо 1380-90 гг. Центральные иконы до сих пор часто приписываются руке Феофана Грека. Важнейшей иконографической особенностью этого чина является изображение на центральной иконе Спаса в силах, то есть Христа на престоле в окружении небесных сил. Позднее эта иконография станет для русских иконостасов самой распространеной, вытеснив более простое изображение Спаса на престоле (было более распространено в Новгороде).

Над деисусным чином в Благовещенском соборе находится праздничный, состоящий из 14 икон (еще две добавлены позднее). Происхождение праздничного чина также неясно, как и деисуса. Обыкновенно считается, что деисус и праздники происходят из одного иконостаса. Авторство икон неизвестно, но ясно, что праздники исполнены двумя разными иконописцами. Первую половину икон долгое время приписывали руке Андрея Рублева, но сейчас эта гипотеза вызывает сильные сомнения.

Православная вера испокон веку призывает человека к очищению своей души, к избавлению от пригрешений ради достижения Царствия Небесного. Символическими вратами между земным пространством и небесным миром является церковный иконостас. Он зримо отделяет алтарь от места общего посещения, как бы напоминая человеку о том, что между ним и Всевышним Создателем существует некая грань. Переступить эту грань без богоугодного посредничества избранных праведников никому не под силу.

По своему устройству православный церковный иконостас состоит из трех отделений. По его центру, напротив престола, расположены Царские Врата. Сквозь них входить в алтарь могут только священнослужители. Для взора прихожан Царские врата открываются исключительно по особым случаям. Решетчатые створки с резными узорами завешиваются символическим покровом, который хранит таинство Святыни и приподнимается всего лишь несколько раз в году. Только в особый день верующие могут устремить взгляд на происходящее в алтаре, глазами своими впитывая процесс пресуществления Святых даров. Над Царскими вратами по церковному канону принято помещать икону, запечатлевшую Тайную Вечерю.

По краям от Царских врат устроены Северные и Южные врата. В отличие от двустворчатых Царских, они состоят из одинарной створки, и убранством своим уступают центральному входу в алтарь. Через крайние ворота священники проходят в обычные дни и во время проведения уставных богослужений. Со стороны алтаря за южными и северными вратами находится диаконник и жертвенник. Вся лицевая часть церковного иконостаса, обращенная в центр храма, увенчана образами с ликами Святейших. Следуя древним церковным канонам, при изготовлении иконостаса строго соблюдается его многоярусное устройство. Каждый из пяти рядов имеет свое сакральное значение, которое отображено в размещенных на нем иконах.

Устройство ярусов церковного иконостаса

В самом верху иконостаса, в Праотеческом ряду, наипочтеннейшее место занимают иконы с ликами ветхозаветных патриархов. По центу размещена «Святая Троица». Ниже расположен Пророческий ряд, символизирующий ветхозаветную церковь. Центральная икона здесь – «Знамение». На ней изображена Небесная Царица с младенцем на коленях. Третий ряд сверху именуется Праздничным. Название его характеризуется Святынями, символизирующими главные православные праздники, от Рождества до Успения. Деисусный ряд во главе своей размещает икону «Спасителя», поддерживаемого с двух сторон ликами Богоматери и Иоанна Предтечи, а также, сонмом Святых. Символизирует Деисусный ряд Небесную Церковь Христову.

Самый последний, нижний ряд церковного иконостаса назван Местным. В нем центральные лики Спасителя, Девы Марии и храмовой иконы размещены подле Царских Врат иконостаса. Остальное же пространство отведено для образов местного характера, иначе говоря, наиболее почитаемых в той местности, где непосредственно возведен храм.

Одно то, что подле иконостаса проходят важнейшие христианские таинства, а сам он символизирует церковь от истоков ее до Страшного суда, говорит нам обо всей важности сего символа для православия. По своей энергетике, подкрепленной почитаемыми образами, церковный иконостас сопоставим с силой веры и чистотой помыслов, которые несут в себе священнослужители и прихожане храма. Он открывает истинную тесную связь между земным миром и Небесным Царствием. Принимая из рук Божьих посредников Святое причастие и склоняя чело свое в исповеди, верующий человек находится под незримой защитой ликов и символов, воздвигнутых на православный церковный иконостас.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИКОНОСТАСА

Наша мастерская "Северный Афон" занимается изготовлением иконостасов "под ключ" от проектирования до монтажа, росписью храмов а также написанием храмовых икон. Сколько стоит заказать иконостас? Из чего складывается стоимость. На этот и другие похожие вопросы, мы попытаемся ответить в этой статье.
Сначала нужно определиться в каком стиле он будет выполнен. Стилистика иконостаса, как и других элементов убранства храма, изменялась со временем. Сейчас обычно заказывают следущие виды иконостасов.
Деревянный резной иконостас.

Очень распространенный тип современного иконостаса. Заказать его значительно дешевле, чем барочный, при этом красиво затонированное дерево, в сочетании с хорошо написанными иконами, производит сильное впечатление. Такие иконостасы часто встречаются в Греции, на Афоне. В России до 20 века иконостасы, как правило золотили, но сейчас деревянные, резные изделия встречаются все чаще.
Примерная стоимость изготовления деревянного резного иконостаса, в настоящее время в России составляет 40-60 тыс руб за кв.метр. Стоимость икон обычно оговаривается отдельно.

Барочный позолоченный иконостас

Другой распространенный вид иконостаса- барочный, сложился в 17 веке. Его особенности- обилие позолоченных декоративных элементов. Изготавление иконостаса происходит следующим образом. Сначала каждый элемент мастера-резчики вырезают из дерева, затем эти элементы покрывают левкасом, после чего детали золотятся на полимент и полируются до зеркального блеска.
Заказать барочный иконостас довольно дорого. Пожалуй это самый дорогой тип иконостаса. Стоимость увеличивает, как большой расход сусального золота, так и сложная и дорогостоящая работа мастеров позолотчиков.
Примерная стоимость изготовления барочного иконостаса, в настоящее время в России составляет от 90 тыс руб за кв.метр. Стоимость икон обычно оговаривается отдельно.


Иконописная мастерская "Северный Афон" 2016 г
резное дерево, золочение

История иконостаса .

В церкви каждая храмовая икона занимает строго опреде­ленное место. Центральная часть храма-иконостас. Ранневизантийские иконостасы состояли из одного ряда икон и были,как правило каменными. Со временем иконостасы усложнялись, в них добавлялись новые элементы. Классический тип пятирядного иконостаса сложился примерно к 15 веку, и состоял из следующих рядов: Местный ряд, Деисус, Праздничный ряд, Пророческий ряд, Праотеческий ряд.
В центре преграды над царскими врата­ми располагаются образы деисусного чина. «Деисус» по-гречески означает «моление». Вечное и неруши­мое моление Богома­тери и Иоанна Предте­чи, обращенное к Иису­су Христу.
На иконах деисуса эти три фигуры находят­ся посередине: в центре Спаситель, справа Бого­матерь. слева Иоанн.
Первоначально они пи­сались на одной доске - так выглядят самые ран­ние русские деисусные иконы. Постепенно ком­позиция усложнялась.
Образы начали писать на отдельных досках, постепенно к ним добавились но­вые персонажи, иног­да - сцены из Еванге­лия. К концу XIV века деисусиый чин состоял уже из семи фигур. На­пример, в состав Сер­пуховского чина, со­зданного в 1380 году, входят, помимо трёхфигурной центральной иконы, изображения архангелов Ми­хаила и Гавриила и апостолов Петра и Павла. А деи­сусиый чин Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (XV век) включает в себя уже двадцать одну фигуру.
В XV веке появляется и высокий иконостас с икона­ми очень большого размера (нигде, кроме русской церкви, такого пет). Идея их создания принадлежит, видимо, Феофану Греку и Андрею Рублеву. Образы де­исусного чина, написанные ими в начале столетия, на­ходятся сейчас в московском Благовещенском собор
Деисус теперь вос­принимался как шест­вие святых молитвенни­ков - предстоятелей за род людской перед Спа­сителем; поэтому состав персоналий мог менять­ся. в зависимости от вре­мени и места создания икон. В него включали канонизированных кня­зей и иерархов Церкви, местночтимых святых. То. как именно изобра­жались фигуры, зави­село от центрального образа. Если центром композиции был «Спас Вседержитель», то и остальные иконы были поясными, а если «Спас па престо­ле» или «Спас в Си­лах» - то фигуры изображались полный рост.
В настоящее время, создаются иконостасы, как в русской традиции, так и по древним византийским образцам.

6. Монтаж иконостаса

Завершающий этап - монтаж в храме. Так дерево - материал достаточно чувствительный к изменению температуры и влажности, монтаж необходимо делать в помещении с уже сформировавшейся температурой и влажностью. В храме должны быть завершены все строительные и штукатурные работы.

Избранные фотографии работ нашей мастерской.

5. Золочение элементов иконостаса

В тех случаях, когда в проекте есть позолоченные элементы, следующий этап - это золочение. Обычно мы используем золочение на мордан, но можно позолотить и на полимент (более дорогое и сложное золочение, при котором золото полируется агатовым зубком).
Конечно золочение сусальным золотом обходится достаточно дорого, как из за высокой стоимости самого материала, так и стоимости работ. В случае, если нет возможности заказать золочение сусальным золотом, можно выполнить золочение качественной (не окисляющейся, и в последствии не зеленеющей) поталью.

3. Изготовление резных элементов

Следующий этап - изготовление резных элементов. Элементы вырезаются на станках, в некотрых случаях (сложные элементы с внутренней резьбой) доводятся вручную.

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Если Вы решили заказать изготовление иконостаса в нашей мастерской, то процесс изготовления будет включать следующие этапы.

1.Создание эскизного проекта

В соответствии с архитетурой храма разрабатывается эскизный проект, который утверждается у заказчика. На этом этапе возможна доработка эскиза в соответствии с пожеланиями заказчика и в случае храмов, являющихся памятником архитектуры, приведение в соответствие требованиям ГИОП.

2. Разработка 3D модели.

На этом этапе делается 3D модель. Модель необходима для окончательного уточнения всех деталей, и в дальнейшем используется для изготовления элементов резьбы из дерева.

Никольский Морской собор в Кронштадте, 2012г.

Каменный иконостас в византийском стиле. 19 век. Иерусалим

Современный каменный иконостас в византийском стиле. Валаам.

Иконостас храма Св. Николая, Кипр. Иконописная мастерская Северный Афон 2007г

Иконостас с золочением

В настоящее время все чаще встречаются эклектичные иконостасы, которые сложно отнести к какому-то определенному стилю. Причин распространения несколько. Во-первых сейчас восстанавливается большое количество храмов, построенных в 19 веке по типовому проекту, для которых сложно спроектировать иконостас, гармонично сочетающийся с архитектурой храма и при этом отвечающий строгим стилистическим канонам.
Во-вторых, при изготовлении таких иконостасов можно уложиться в относительно небольшой бюджет, что актуально для небогатых провинциальных приходов. При этом хорошо спроектированный иконостас, будет смотреться не хуже более дорогих барочных или каменных иконостасов.
Примерная стоимость изготовления таких иконостасов, в настоящее время в России составляет 40-90 тыс руб за кв.метр. Стоимость икон обычно оговаривается отдельно.

Иконостас Спасо-Преображенского собора, Валаам, 2006 г
Иконописная мастерская Северный Афон, совместно с другими мастерскими

Иконостас Спасо-Преображенского собора, Валаам,
фрагмент.

Иконостас храма Всех Скорбящих Радости, С-Петербург, Иконописная мастерская Северный Афон, 2008 г

Византийский каменный иконостас .

Этот тип иконостаса сложился в первые века христианства, и был распространен в Византии. Имеет низкую алтарную преграду. Состоит из одного, или двух ярусов. Очень нарядно смотрится сочетание белого резного камня, и икон большого размера. При этом иконостас не перегружен декоративными элементами, и ничто не отвлекает внимание молящихся.
Однако заказать каменный иконостас несколько сложнее и дороже, чем иконостас из дерева. Дело в том, что в России мало мастерских, спецализирующихся на резьбе по натуральному камню, и они достаточно дорого оценивают свою работу.
Как альтернатива, можно заказать иконостас из искусственного камня. Хороший искусственный камень практически не отличается от настоящего, позволяет делать орнаменты любой сложности и по стоимости сопоставим с деревянным резным иконостасом.
Примерная стоимость изготовления каменного византийского иконостаса, в настоящее время в России составляет 70-90 тыс руб за кв.метр. Стоимость икон обычно оговаривается отдельно. На отдельной странице сайта Вы можете прочитать, как формируется стоимость икон .

Санкт-Петербург, Морская наб. 37

Проект на иконостас делается согласно с архитектурой храма, для этого мы просим высылать фотографии, либо специалист знакомится с архитектурой на месте. Далее главный архитектор рисует эскиз, после его утверждения готовит проект. Также за основу можно брать ранее выполненные работы мастерской "Промысел", которые выложены в этом разделе, но и в этом случее иконостас будет индивидуальный, так как идет привязка к архитектуре храма, о чём мы говорили выше. Также иконостас можно заказать из любых пород дерева (кедр, сосна, ольха, липа, ясень, дуб) по своему образцу, который ближе по душе. От начала проектирования до установки уходит 2-7 месяцев. Цена иконостаса формируется в зависимости от его конструктивных особенностей, сложности исполнения, материала и размеров. Иконостас может быть деревянный, резной, с позолотой. После согласования и утверждения проекта мастерская просит внести 20% от стоимости икностаса и бригада мастеров приступает к его изготовлению. Далее происходит поэтапная оплата работы, мы предлагаем 5 этапов, по просьбе заказчика работу можно разбить до 10 этапов. Мастерская высылает еженедельный фотоотчет с комментариями, также заказчик может ежедневно наблюдать за созданием иконостаса через вебкамеры, которые установлены в столярной мастерской. Доставка и сборка иконостаса входит в общую стоимость. На сегодняшний день мастерской "Промысел" создано более 70 церковных иконостасов. Мы внимательно относимся к вашим пожеланиям. Все заказчики оставались довольны нашими специалистами и подходом к делу. Мастерская церковной утвари "Промысел" изготавливает качественные иконостасы и предлагает их по очень доступным ценам. Будем рады проконсультировать вас по любым вопросам, связанным с изготовлением иконостасов на заказ, пожалуйста, обращайтесь.

Цена за кв.м.: 52 500

Замеры, эскиз, проектирование, доставка (до 1000 км от Москвы) и сборка входят в основную стоимость.

Подробные условия работы нашей мастерской смотрите внизу страницы и в разделе "Доставка и оплата".