Автоподстава для страховки наказание. Развод старый, как мир, но до сих пор работающий — подставное ДТП

В Госдуме разработан законопроект, предусматривающий серьезную уголовную ответственность за автоподставы на дорогах. Сейчас это расценивается как мошенничество, за которое грозит штраф или лишение свободы до двух лет. За лжеаварии со значительным ущербом, запланированные группой лиц, максимально дают пять лет. Чиновники предлагают повысить максимальную планку наказания до десяти лет, чтобы защитить водителей от недобрых попутчиков, а страховые компании – от лишних выплат. Однако специалисты уверены, что данная мера не сократит число бандитов с дороги, поскольку доказать факт автоподставы почти нереально.

«Сейчас подобные действия проходят по 159 статье Уголовного кодекса «Мошенничество», но дело в том, что доказать факт подставы очень сложно. Есть лишь единичные примеры, в которых была доказана неправомерность действий», – утверждает юрист компании «Авто-Юрист» Александр Кужелев.

«Во-первых, многие водители просто не замечают, что это была именно подстава, а не реальное ДТП. Представьте, в каком состоянии находится человек после аварии: конечно, он хочет решить все проблемы без серьезных последствий, поэтому идет на «расплату» на месте, – поясняет юрист компании «Юридические услуги» Дмитрий Мельниченко. – В любом случае нужно обязательно вызывать ГИБДД для разбора, в конце концов, за оставление места ДТП предусмотрена ответственность. Вряд ли Уголовный кодекс требует каких-то поправок, в частности, по статье за мошенничество, поскольку сам факт автоподстав очень сложно доказать. Важнее, чтобы все статьи кодекса просто работали».

Схемы автоподстав однотипны. На «большой дороге» они чаще всего происходят в темное время суток, когда на хвост водителю садится машина и начинает мигать фарами, чтобы ее пропустили. При перестроении водитель налетает на дорогой автомобиль, находившийся в слепой зоне или едущий без фар, и начинается разбор полетов. Во-первых, доказать, что фары не горели, без записи невозможно, во-вторых, пенять на сговор бесполезно – где факты?

Вторая разновидность – ДТП с пешеходами. Водитель едет, ничего не подозревая, а на обочине стоит человек, например, беседуя по телефону. Внезапно он срывается с места и бросается под колеса. Тут же подъезжают якобы свидетели наезда, по счастливой случайности оказавшиеся знакомыми «пострадавшего», и начинают угрожать преследованием по закону или предлагают разъехаться по-хорошему, то есть после денежного возмещения.

Или действуют еще хитрее: машина отъезжает с парковки задним ходом, вдруг водитель слышит глухой удар, выбегает и видит ребенка возле колес. Тут же появляются напуганные «родители», поднимая панику, – водителю остается выложить все деньги, чтобы загладить свою вину. Естественно, никто никого не сбивает: жертву на дорогой машине поджидают, потом мошенники падают у автомобиля, корчась от боли, или подкидывают детей – и так далее, пока не получат, чего хотят.

Поскольку все эти действия выходят за рамки мошенничества, сопрягая в себе и вымогательство, и нарушение правил дорожного движения, и повреждение чужого имущества, создан законопроект по введению в Уголовный кодекс дополнительной статьи по автоподставам. В проекте она обозначена под номером 1631 и называется «Умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства». Она предусматривает наказание в виде лишения свободы до семи лет плюс штраф до 300 тысяч, если все делалось группой лиц по предварительному сговору или пострадавшему был нанесен тяжкий ущерб здоровью, то санкции возрастают до десяти лет и штрафа до миллиона рублей.

На самом деле большинство автоподстав сводятся к вымогательству ценностей, но есть прецеденты, когда преступники калечат водителей и громят машины. Пример – история тюменских мажоров, которые творили бесчинства в Екатеринбурге и на дорогах области. Группа молодых парней на иномарках преследовала водителей, останавливали их, крушили автомобили битами, в некоторых случаях избивали водителей и вымогали деньги.

Для защиты от таких злодеев и предпринимают попытки пересмотреть законы. Причем для безопасности водителей и страховщиков, которые по ОСАГО возмещают ущерб, по сути, виновникам аварии, а не потерпевшим.

По крайней мере страховая сторона указывается инициаторами как заинтересованная аудитория. Есть ли у них реальный интерес к проекту?

«На первый взгляд, мера интересная, но доказать умысел в действиях «пострадавших» практически невозможно. Это реально, если есть записи с камер наружного наблюдения или видеорегистратора, где видно, что машина подрезает, резко тормозит без каких-либо на то причин. Тогда есть шансы восстановить истину, но ведь мошенники часто не доводят дело до судебных разбирательств, – говорит директор «Центра страхования» Кирилл Смолин. – Им главное – получить деньги здесь и сейчас, поэтому они и «давят» на водителя в состоянии шока, чтобы не вызывать инспекторов. Ведь они начнут сверять повреждения, следы краски, опавшей грязи, пробивать по базам, не попадала ли машина в другую аварию раньше и не получала ли аналогичные повреждения, то есть могут раскусить злоумышленников. Как правило, преступники уже едут на битом автомобиле, а пока с водителем разбирается один из них, другой работает «наждачкой» по автомобилю жертвы. То же самое и с человеком, который якобы бросается под колеса. Он инсценирует столкновение, потом симулирует боль- конечно, водитель сразу пытается откупиться, отдает все деньги, лишь бы не было проблем. Так что в основном мошенники таким образом вымогают деньги именно у водителей, не доводя дела до страховых выплат».

Итак, парадокс в том, что авторы проекта хотят ужесточить наказание за действия, на практике почти недоказуемые. Какой смысл вводить более серьезную ответственность, если она не последует ввиду специфики преступления? Поэтому эксперты склоняются к мысли, что данное решение имеет привкус популизма.


Такой вид мошенничества, как имитация аварии, появился раньше, чем автострахование. И все же немало водителей попадает в эту ловушку. Некоторые автомобилисты сами не против заработать на подставном ДТП. Но специалисты страховых компаний умеют отличить настоящее происшествие от организованного. И вместо денег его участники могут заработать уголовное наказание.

Читайте в этой статье

Способы обмана страховой компании

Для получения денег со страховых фирм используют множество схем обмана. Самыми распространенными из них являются:


С этой целью и выписывают полис задним числом. В мошеннической схеме задействуют сотрудника страховой фирмы.

  • Подмена автомобилиста. Практикуется в случае совершения ДТП водителем, не вписанным в полис. Если в этом случае сделать вид, что за рулем был другой человек (со страховкой), материальная ответственность за ущерб перекладывается на компанию.
  • Нанесение авто дополнительных повреждений. Если машина пострадала незначительно, а хочется получить много денег, мошенники портят ее сильнее уже после аварии. То же могут проделать, если автомобиль получил дефекты не в ДТП. А ведь сумма компенсации зависит от степени порчи имущества, и выплачивается только когда повреждения появились в результате страхового случая.
  • Фальсификация итогов осмотра авто и экспертиз. Здесь задействуют специалистов страховой компании, техников. Схема чаще применяется, когда речь идет о крупной сумме возмещения. Подкупленный эксперт может указать в документах, что машина получила большие повреждения, чем на самом деле. Или подтвердит, что ТС пострадало в результате ДТП, хотя в реальности оно было повреждено иным путем.
  • Имитация угона машины. Ее владелец может разобрать ТС на детали или продать, изменив до неузнаваемости. А сам пишет заявление в полицию об угоне. Эта схема работает для тех, у кого полис .
  • Страхование поврежденного авто. Схема возможна, если в ней участвует представитель компании. Он закроет глаза на то, что машина имеет приобретенные дефекты, то есть в документах она будет фигурировать как целая. Потом имитируют ДТП, и владелец получает деньги на ремонт, делясь с приятелем-мошенником из страховой фирмы.

Имитация аварии для автомобилиста

Если страховые компании знают наизусть методы мошенников и все равно оказываются обманутыми, то автомобилисты еще чаще попадаются на уловки подставщиков. Наиболее распространенные случаи искусственного создания аварии:

  • Водитель едущей позади машины требует пропустить его. Как только жертва ради этого начинает перестраиваться, сбоку обнаруживается другое ТС, которое и попадает под удар.
  • Автомобиль движется с разрешенной скоростью. Вдруг идущая перед ним машина резко и неожиданно тормозит. Жертва мошенников не успевает среагировать и врезается в него, становясь виновником ДТП.
  • Под колеса автомобиля, когда он едет не очень быстро, внезапно сваливается пешеход. Обычно это происходит в месте, где затруднен обзор, или мошеннику помогает специально загораживающая дорогу машина. В результате происходит наезд на пешехода, который требует на месте выдать ему компенсацию за «подорванное здоровье».

Чисто технически фальшивые ДТП организовывают по-разному. Но в таких автоподставах могут участвовать «случайно проезжавший мимо» экипаж ДПС или просто сообщники, одетые в соответствующую форму, лжесвидетели, несколько машин. Мошенники ведут себя агрессивно, запугивают жертву обмана, но предлагают заплатить сразу на месте «аварии» и не звонить в ГИБДД. Причем сумму компенсации требуют завышенную в сравнении со степенью повреждения машины.

О том, как камера наблюдения зафиксировала подготовку к подставному ДТП, смотрите в этом видео:

Подставное ДТП по согласию участников

Автоподставщики используют возможность обмануть и получить деньги не только с водителя, но и со страховой компании, то есть иметь двойную выгоду. Фальшивый потерпевший в ДТП договаривается с ничего не подозревающим вторым участником разрешить ситуацию мирно. И тот выплачивает деньги прямо на месте, а сам уезжает и радуется, что легко отделался.

Мошенник после этого вызывает ГИБДД. Сотрудник службы оформляет дело о ДТП, выдает мнимому потерпевшему справку. В документе зафиксировано, что второй участник сбежал, информации о нем нет. Мошенник предоставляет справку своему страховщику, получает деньги еще и с него.

Иногда на обман по взаимному согласию идут и участники настоящего ДТП. В случае, когда один из водителей пьян, страховая компания выплатит возмещение потерпевшему. Но потом потребует эти деньги со своего нетрезвого клиента.

Поэтому потерпевший может поддаться на уговоры второй стороны о замене водителя другим человеком, то есть не употреблявшим спиртного и вписанным в полис на машину. Или берет за свое согласие на обман страховщика вознаграждение. Но это тоже является мошенничеством. Причем виновны в нем и потерпевший, и тот, кто устроил аварию.

Наказание за подставную аварию

Имитация ДТП с целью получения денег со страховой компании квалифицируется как мошенничество. Причем за преступление в этой сфере есть отдельная статья 159.5 Уголовного Кодекса, часть 1 которой гласит:

Мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года,

  • либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов,
  • либо исправительными работами на срок до одного года,
  • либо ограничением свободы на срок до двух лет,
  • либо принудительными работами на срок до двух лет,
  • либо арестом на срок до четырех месяцев.

Она применяется в отношении тех, кто действовал в одиночку. Для компании мошенников есть часть 2 статьи 159.5 УК. В соответствии с ней каждый из группы преступников может получить штраф до 300000 р. или обязательные работы на срок от 480 часов до 5 лет с лишением свободы на 2 года. Вместо этих мер суд может назначить тюремный срок до 5 лет.

Какое именно наказание получит преступник, зависит не только от количества участников аферы, но и степени вины каждого. Если смошенничал сотрудник полиции, он выплатит деньги государству и скорее всего сядет в тюрьму в соответствии с разделом 3 той же статьи УК. Штраф для него составит 80000 — 500000 р., а лишение свободы грозит на срок до 2 — 6 лет. Эти меры могут быть заменены принудительными работами на период до 5 лет с минимально возможной выплатой.

Для определения меры наказания имеет значение и сумма нанесенного потерпевшему ущерба. Если она велика, работает часть 4 статьи 159.5:

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Сама по себе автоподстава представляет имитацию ДТП с незначительным повреждением чужого автомобиля. То, что повреждение легкие, служит поводом договориться с хозяином пострадавшей машины, заплатить ему деньги и разъехаться, не привлекая полиции. Вот и вся суть автоподставы на дорогах – получить деньги и уехать.

Инсценированная автомобильная авария, в обиходе называемая «автоподстава» - вид мошенничества, умышленно спланированное и устроенное ДТП с целью быстрого получения денег с фактически не виновного в аварии водителя.

После введения обязательного страхования было всего несколько преступных схем, которые легко изобличались. К ним относятся приписки нанесенного ущерба, сокрытие водителя с алкогольным опьянением и получение выплаты на автомобиль с уже имеющимся закамуфлированным дефектом.

Раздутый ущерб и сейчас встречается в каждом пятом случае. Допустим, до ДТП у машины уже имелись царапины, сколы, трещины стекол, после аварии все это фиксируется в протоколе.

Доказать мнимый ущерб возможно, если компания проведет независимую экспертизу по установлению времени нанесения ущерба.

Серия и номер слабо или вообще не выбиты, а напечатаны; отсутствие металлической нити, прошивающей бланк; отсутствие водяного знака РСА; некорректно отображены печати и штампы на документе.

Иногда в бланке указано «владелец» или «владельцы», что не является признаком ложного документа. Оба варианта допустимы, но некорректно использованы менеджером.

При проверке фальшивок по базе РСА будет получено сообщение, что полис действителен и выдан приобретателю. Но при попадании в ДТП возмещения по такому фальшивому полису владелец не получит.

В практике есть случаи, когда угловые штампы и печати идентичны оригинальным настолько, что только после нескольких технических экспертиза устанавливалась истина.

Это быстро и бесплатно! Автоподстава - это ДТП, которое произошло умышленно, было заранее спланировано с целью получения денег у якобы виновной стороны.

Повреждения в таком случае небольшие, чтобы было возможно уговорить водителя отдать деньги и не вызывать автоинспекцию. В жертвы часто выбирают водителей без пассажиров, управляющих автомобилем среднего класса.

Контакты Аферы со страховкой ОСАГО, обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных доставляет неприятности компаниям не редко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Купить электронный полис ОСАГО Астро Волга онлайн - 2019

В Москве, по данным статистики, каждый день случается до 2000 автоаварий. В половине случаев ДТП признают страховым случаем и отправляют документы на выплату.

При этом часть документов поступающих в страховую компанию оказывается незаконной.

Подставное ДТП для страховой компании Зачастую, именно эти обстоятельства толкают автовладельцев на организацию фиктивных дорожно-транспортных происшествия для получения компенсационных выплат от страховой компании.

Насколько законны эти действия, и какие последствия ожидают водителя, если вскроется факт подставного ДТП? К сожалению, практически каждый автомобилист, машина которого получила повреждения в ситуации, которая не может быть признана случаем, решается на организацию подставного ДТП для получения компенсационной выплаты от страховщика.

Поиск законов по альтернативным названиям и обзор законодательства России Гражданский Кодекс РФ Налоговый Кодекс РФ Жилищный Кодекс РФ КоАП РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ Статья 159.5. Мошенничество в сфере страхования 1.

Мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу, -

Как показывает практика, многие автомобилисты с готовностью используют такие схемы для получения страхового возмещения за повреждения, не расценивающиеся в качестве ущерба, за который полагается выплата.

Сговор со страховщиком

Еще один важный фактор - неуверенное поведение за рулем, разговор по мобильному во время движения.

Существует очень много видов автоподстав, и они постоянно меняются и совершенствуются.

Нужно знать хотя бы о наиболее распространенных из них.

В настоящее время автоподставщиков судят по «непрофильной» статье 159 УК РФ («мошенничество»). «Умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства денег, или автоподстава, - преступление, которое давно стало бичом водителей и страховых компаний.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ооо ск сбербанк заявление о страховой выплате образец заполнения

Это реальная имитация ДТП посредством использования специальных приемов и ситуаций, вынуждающих водителя выплачивать «компенсацию» за причиненный ущерб или нарушение нормы закона», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

число «автоподстав» в России выросло на 10-15%, приводят статистику депутаты.

«Принятие данного законопроекта будет способствовать большей защищенности автомобилистов и страховых компаний от «

Своими жертвами они выбирают солидных мужчин средних лет на дорогих иномарках.

Какие меры предпринимает страховщик

Однако, надо признать, что российский человек не лыком шит, и обмануть страховую в определенных кругах считается признаком хорошего тона.

В каких кругах? Да все в тех же, автолюбительских. Ведь, по статистике, до 70 процентов всех случаев страхового мошенничества приходится именно на автострахование.

Кое-кто из автовладельцев быстро смекнул, что с помощью ОСАГО и КАСКО можно если не озолотиться, то существенно поправить свои дела за счет страховой компании.

Мошенничество страхователей в России и за рубежом Справедливости ради следует отметить, что стремление легко заработать на страховании широко распространено во всем мире.

Конечно же, страховые компании стараются всеми силами защитить себя от мошеннических действий со стороны автовладельцев. Однако количество фиктивных дорожно-транспортных происшествий все равно продолжает увеличиваться с каждым годом.

Так фальсифицируется несчастный случай, и даже смерть застрахованного лица с целью получения выплаты. Однако в Европе и Америке борьба с мошенничеством отлажена гораздо более эффективно, чем в России.

Как правило, в подставе участвуют две-три машины: одна «подставляется», вторая «ведет» клиента и осуществляет общее наблюдение, на третьей едут «свидетели».

Обвинить в ДТП могут даже водителя, стоявшего на обочине

Уже ни для кого не секрет, что не все автомобильные аварии случайны. Есть люди, которые зарабатывают деньги, специально «подставляя» машину под чужой бампер и получая страховку. Эти мошенники доказывают, что они не виновны в аварии и страховая компания платит им за полученный ущерб по закону об обязательном страховании автогражданской ответственности. Эти люди вместе с машиной могут «купить» свидетелей, экспертов и даже сотрудников ГИБДД и страховых компаний. На западе России есть даже «черный список» таких страховых мошенников. У нас в Благовещенске такого пока нет. Существует три основных варианта «подстав», о которых корреспондент «Комсомолки» узнал от страховщиков.

1. Свой человек в ГИБДД


Как это происходит

Заранее оговаривается место и время аварии, чтобы туда приехал «свой» инспектор. Выбирается не слишком дорогой автомобиль желательно с не городскими номерами. Устраивается авария. На место происшествия приезжает реальный экипаж ГИБДД, составляется настоящий протокол, а у «виновного» водителя не возникает никаких подозрений.

Был случай

Мошенники купили на авторазборе кузовную часть машины, оставили ее на дороге. Сотрудники ППС остановили водителя «КамАЗа» и попросили подтолкнуть этот кузов на обочину. А когда водитель оказал им эту казалось бы невинную услугу, ему сообщили, что это «авария». Но сказали, что волноваться не нужно, платить за ущерб ведь не из своего кармана, обо всем и так позаботится страховая компания. А дальше был сговор с экспертом и заключение, выгодное «пострадавшим». Однако техническая экспертиза в дальнейшем показала, что характер повреждений на кузове не соответствует обстоятельствам, описанным в протоколе ДТП.

Ещё на InDrive.Net:

Автоподставы: мертвая зона - 3

2. Заказные свидетели


Как это происходит

Самый распространенный вариант. Мошенники используют автомобиль среднего класса, возможно, бывший в ДТП, но приведенный в более-менее товарный вид. Легче всего попасть под бампер мошенников утром или вечером либо в непогоду. Играет на руку и загруженность улиц. Мошенники очень хорошие психологи, могут даже по манере вождения понять, что за водитель за рулем – опытный, которого не проведешь, или «чайник», которого можно подставить.

Как правило, в подставе участвуют две-три машины: одна «подставляется», вторая «ведет» клиента и осуществляет общее наблюдение, на третьей едут «свидетели». Как вариант, «свидетели» могут быть без машины.

При нарушении правил дорожного движения (при перестроении, обгоне или на светофоре, когда оба участника говорят, что ехали на зеленый свет) сотрудникам ГИБДД, чтобы определить виновника, приходится опираться на свидетельские показания. А свидетели у мошенников – свои люди. Иногда им даже не надо присутствовать при аварии, их могут вызвать по телефону.

Был случай

В районе авторынка на улице Воронкова на обочине стояла «маршрутка» с пассажирами. К ней-то и «приложился» другой автомобиль. Вызвали ГИБДД. У инспекторов сначала даже не возникло сомнений, что виноват водитель «Газели» — слишком проблемная репутация у этого транспорта. Тем более что «заказные» свидетели, которые и при самой аварии-то не присутствовали, это подтверждали. Да и сам водитель от растерянности признал вину. Спасли его пассажиры. Именно они заявили, что все на самом деле было по-другому. Всех свидетелей допрашивали по одному, поэтому «заказные» начали путаться в показаниях, а настоящие – нет.

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

3. Свой страховщик


— «Свои» сотрудники ГИБДД могут допустить ряд ошибок в протоколе, описывая ДТП. Поэтому протокол нужно читать очень внимательно.

— Заказные свидетели могут путаться в показаниях, они могут говорить о разных вещах.

— Может насторожить и тот факт, когда «свидетели» знакомы с «потерпевшим» либо это вообще его родственники, которые якобы случайно оказались рядом с местом аварии.

— «Свой» эксперт может перестараться с оценкой ущерба. Слишком большая сумма (от 100 тысяч рублей и выше) тоже может насторожить страховую компанию.