Ампир –
(от французского empire - империя)
стиль в архитектуре
и искусстве трёх первых
десятилетий XIX века,
завершающий эволюцию
классицизма.
искусстве в начале XIX века, во времена империи
Наполеона. Из Франции стиль ампир быстро
распространился по всей Европе – знатные и
состоятельные персоны не хотели отставать от
парижской моды ни в чем.Парадный, торжественный, монументальный стиль,
подражающий шику и роскоши Римской империи.
Прежде всего, это подражание отразилось
в меблировке комнат на античный лад.
Ампир отличается большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.
АМПИР ОТЛИЧАЕТСЯ БОЛЬШЕЙ СТАТИЧНОСТЬЮ,ПЫШНОСТЬЮ, БЛЕСКОМ И ПОМПЕЗНОСТЬЮ.Роскошь в стиле ампир всегда выступает на
первый план, порой даже в ущерб
удобству.
.
Стиль ампир в архитектуре подразумевает широкие прямоугольные окна, пропускающие много света. Иллюзию дополнительного освещения
СТИЛЬ АМПИР В АРХИТЕКТУРЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ШИРОКИЕПРЯМОУГОЛЬНЫЕ ОКНА, ПРОПУСКАЮЩИЕ МНОГО СВЕТА.
ИЛЛЮЗИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ В СТИЛЕ АМПИР
СОЗДАЮТ ЗЕРКАЛА В ТОНКИХ, ПОЧТИ НЕЗАМЕТНЫХ РАМАХ.
Характерные черты ампира
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АМПИРАИспользование ордерной системыКолонна со всеми ее деталями, а также части,
расположенные над и под колонной,
составляют единое целое
и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку.
Порядок назван латинским словом "ОРДО".
Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.Наличие портиков, колоннад, лоджий, галерейСтрогая симметрия планов и композицийДекор с изображением воинских атрибутов
Классицизм в архитектуре Западной Европы
Оставим итальянцам
Пустую мишуру с её фальшивым глянцем.
Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,
Придётся одолеть преграды и пути,
Намеченной тропы придерживаться строго:
Порой у разума всего одна дорога...
Обдумать надо смысл и лишь потом писать!
Н. Буало. «Поэтическое искусство».
Перевод В. Липецкой
Так поучал своих современников один из главных идеологов классицизма поэт Никола Буало (1636-1711). Строгие правила классицизма воплотились в трагедиях Корнеля и Расина, комедиях Мольера и сатирах Лафонтена, музыке Люлли и живописи Пуссена, архитектуре и убранстве дворцов и ансамблей Парижа...
Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях архитектуры, ориентированных на лучшие достижения античной культуры - ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей композиции и их подчинённость общему замыслу. «Строгий стиль» архитектуры классицизма, казалось, призван был наглядно воплотить его идеальную формулу «благородной простоты и спокойного величия». В архитектурных сооружениях классицизма господствовали простые и ясные формы, спокойная гармония пропорций. Предпочтение отдавалось прямым линиям, ненавязчивому декору, повторяющему очертания предмета. Во всем сказывались простота и благородство отделки, практичность и целесообразность.
Опираясь на представления зодчих эпохи Возрождения об «идеальном городе», архитекторы классицизма создали новый тип грандиозного дворцово-паркового ансамбля, строго подчинённого единому геометрическому плану. Одним из выдающихся архитектурных сооружений этого времени стала резиденция французских королей в предместье Парижа - Версальский дворец.
Сказочный сон» Версаля
Марк Твен, посетивший Версаль в середине XIX в.
«Я ругал Людовика XIV, потратившего на Версаль 200 миллионов долларов, когда людям не хватало на хлеб, но теперь я его простил. Это необыкновенно красиво! Ты смотришь, пялишь глаза и пытаешься понять, что ты на земле, а не в садах Эдема. И ты почти готов поверить, что это обман, только сказочный сон ».
Действительно, «сказочный сон» Версаля и сегодня поражает масштабами регулярной планировки, пышным великолепием фасадов и блеском декоративного убранства интерьеров. Версаль стал зримым воплощением парадно-официальной архитектуры классицизма, выразившим идею рационально устроенной модели мира.
Сто гектаров земли в чрезвычайно короткое время (1666-1680) были превращены в райский уголок, предназначенный для французской аристократии. В создании архитектурного облика Версаля участвовали зодчие Луи Лево (1612-1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) и Андре Ленотр (1613-1700). В течение ряда лет они многое перестраивали и изменяли в его архитектуре, так что в настоящее время он представляет собой сложный сплав нескольких архитектурных пластов, вбирающих характерные черты классицизма.
Средоточием Версаля является Большой дворец, к которому ведут три сходящихся лучами подъездных проспекта. Расположенный на некотором возвышении, дворец занимает господствующее положение над местностью. Его создатели разделили почти полукилометровую протяжённость фасада на центральную часть и два боковых крыла - ризалита, придающих ему особую торжественность. Фасад представлен тремя этажами. Первый, выполняющий роль массивного основания, оформлен рустом по образцу итальянских дворцов-палаццо эпохи Возрождения. На втором, парадном, находятся высокие арочные окна, между которыми располагаются ионические колонны и пилястры. Венчающий здание ярус сообщает облику дворца монументальность: он укорочен и завершается скульптурными группами, придающими зданию особую нарядность и лёгкость. Ритм окон, пилястр и колонн на фасаде подчёркивает его классическую строгость и великолепие. Не случайно Мольер сказал о Большом дворце Версаля:
«Художественное убранство дворца настолько гармонирует с совершенством, которое придаёт ему природа, что его вполне можно назвать волшебным замком».
Интерьеры Большого дворца оформлены в барочном стиле: они изобилуют скульптурными украшениями, богатым декором в виде позолоченной лепнины и резьбы, множеством зеркал и изысканной мебелью. Стены и потолки покрыты цветными мраморными плитами с чёткими геометрическими рисунками: квадратами, прямоугольниками и кругами. Живописные панно и гобелены на мифологические темы прославляют короля Людовика XIV. Массивные бронзовые люстры с позолотой довершают впечатление богатства и роскоши.
Залы дворца (их около 700) образуют бесконечные анфилады и предназначены для прохождения церемониальных шествий, пышных празднеств и балов-маскарадов. В самом большом парадном зале дворца - Зеркальной галерее (длина 73 м) - наглядно продемонстрированы поиски новых пространственных и световых эффектов. Окнам на одной стороне зала соответствовали зеркала на другой. При солнечном или искусственном освещении четыреста зеркал создавали исключительный пространственный эффект, передавая волшебную игру отражений.
Поражали своей парадной пышностью декоративные композиции Шарля Лебрена (1619-1690) в Версале и Лувре. Провозглашённый им «метод изображения страстей», предполагавший помпезное восхваление высокопоставленных особ, принёс художнику головокружительный успех. В 1662 г. он стал первым живописцем короля, а затем директором королевской мануфактуры гобеленов (вытканных вручную ковров-картин, или шпалер) и руководителем всех декоративных работ в Версальском дворце. В Зеркальной галерее дворца Лебрен расписал
золочёный плафон множеством аллегорических композиций на мифологические темы, прославлявшие царствование «Короля-солнце» Людовика XIV. Нагромождаемые живописные аллегории и атрибуты, яркие краски и декоративные эффекты барокко явно контрастировали с архитектурой классицизма.
Спальня короля расположена в центральной части дворца и обращена окнами в сторону восходящего солнца. Именно отсюда открывался вид на три магистрали, расходящиеся из одной точки, что символически напоминало о главном средоточии государственной власти. С балкона взору короля открывалась вся красота Версальского парка. Его главному создателю Андре Ленотру удалось связать воедино элементы архитектуры и садово-паркового искусства. В отличие от пейзажных (английских) парков, выражавших идею единения с природой, регулярные (французские) парки подчиняли природу воле и замыслам художника. Версальский парк поражает чёткостью и рациональной организацией пространства, его рисунок точно выверен архитектором с помощью циркуля и линейки.
Аллеи парка воспринимаются как продолжение залов дворца, каждая из них завершается водоёмом. Множество бассейнов имеют правильную геометрическую форму. В гладких водных зеркалах в предзакатные часы отражаются лучи солнца и причудливые тени, отбрасываемые кустами и деревьями, подстри- жёнными в форме куба, конуса, цилиндра или шара. Зелень образует то сплошные, непроницаемые стены, то широкие галереи, в искусственных нишах которых расставлены скульптурные композиции, гермы (четырёхгранные столбы, увенчанные головой или бюстом) и многочисленные вазы с каскадами тонких струй воды. Аллегорическая пластика фонтанов, выполненных известными мастерами, призвана прославлять царствование абсолютного монарха. «Король-солнце» представал в них то в облике бога Аполлона, то Нептуна, выезжавшего из воды на колеснице или отдыхавшего среди нимф в прохладном гроте.
Ровные ковры газонов поражают яркими и пёстрыми красками с причудливым орнаментом из цветов. В вазах (их было около 150 тыс.) стояли живые цветы, которые меняли таким образом, чтобы Версаль был в постоянном цвету в любое время года. Дорожки парка посыпаны цветным песком. Некоторые из них выстилали сверкающей на солнце фарфоровой крошкой. Всё это великолепие и пышность природы дополняли запахи миндаля, жасмина, граната и лимона, распространявшиеся из теплиц.
Была природа в парке этом
Как будто неживой;
Как будто с выспренним сонетом,
Возились там с травой.
Ни плясок, ни малины сладкой,
Ленотр и Жан Люлли
В садах и танцах беспорядка
Стерпеть бы не могли.
Застыли тисы, точно в трансе,
Равняли строй кусты,
И приседали в реверансе
Заученном цветы.
В. Гюго Перевод Э. Л. Липецкой
Н. М. Карамзин (1766-1826), посетивший Версаль в 1790 г., рассказал о своих впечатлениях в «Письмах русского путешественника»:
«Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистию!
Пойдём в сады, творение Ленотра, которого смелый гений везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную Натуру, как бедную невольницу, повергал к ногам его...
Итак, не ищите Природы в садах Версальских; но здесь на всяком шагу Искусство пленяет взоры...»
Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир
После окончания основных строительных работ в Версале, на рубеже XVII-XVIII вв., Андре Ленотр развернул активную деятельность по перепланировке Парижа. Он осуществил разбивку парка Тюильри, чётко фиксируя центральную ось на продолжении продольной оси Луврского ансамбля. После Ленотра был окончательно перестроен Лувр, создана площадь Согласия. Большая ось Парижа давала совершенно иную трактовку города, отвечавшую требованиям величия, грандиозности и парадности. Композиция открытых городских пространств, система архитектурно оформленных улиц и площадей стали определяющим фактором планировки Парижа. Чёткость геометрического рисунка увязанных в единое целое улиц и площадей на долгие годы станет критерием оценки совершенства городского плана и мастерства градостроителя. Многим городам мира впоследствии предстоит испытать на себе влияние классического парижского образца.
Новое понимание города как объекта архитектурного воздействия на человека находит отчётливое выражение в работе над городскими ансамблями. В процессе их возведения были намечены главные и фундаментальные принципы градостроения классицизма - свободное развитие в пространстве и органичная связь с окружающей средой. Преодолевая хаотичность городской застройки, архитекторы стремились создать ансамбли, рассчитанные на свободный и беспрепятственный обзор.
Ренессансные мечты о создании «идеального города» нашли воплощение в формировании площади нового типа, границами которой оказывались уже не фасады тех или иных зданий, а пространство прилегающих к ней улиц и кварталов, парки или сады, набережная реки. Архитектура стремится связать в определённом ансамблевом единстве не только непосредственно соседствующие друг с другом сооружения, но и весьма отдалённые точки города.
Вторая половина XVIII в. и первая треть XIX в. во Франции знаменуют новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы - неоклассицизм . После Великой французской революции и Отечественной войны 1812 г. в градостроении появляются новые приоритеты, созвучные духу своего времени. Наиболее яркое выражение они нашли в ампире. Для него были характерны следующие черты: парадный пафос императорского величия, монументальность, обращение к искусству императорского Рима и Древнего Египта, использование атрибутов римской военной истории в качестве основных декоративных мотивов.
Суть нового художественного стиля очень точно была передана в знаменательных словах Наполеона Бонапарта:
«Я люблю власть, но как художник... Я люблю её, чтобы извлекать из неё звуки, аккорды, гармонию».
Стиль ампир стал олицетворением политического могущества и военной славы Наполеона, послужил своеобразным проявлением его культа. Новая идеология вполне отвечала политическим интересам и художественным вкусам нового времени. Повсюду создавались крупные архитектурные ансамбли открытых площадей, широких улиц и проспектов, возводились мосты, монументы и общественные здания, демонстрировавшие императорское величие и силу власти.
Например, мост Аустерлиц напоминал о великом сражении Наполеона и был сооружён из камней Бастилии. На площади Каррузель была сооружена триумфальная арка в честь победы при Аустерлице . Две площади (Согласия и Звезды), отстоящие друг от друга на значительном расстоянии, были соединены архитектурными перспективами.
Церковь Святой Женевьевы , возведённая Ж. Ж. Суффло, стала Пантеоном - местом упокоения великих людей Франции. Один из самых эффектных монументов того времени - колонна Великой армии на Вандомской площади. Уподобленная древнеримской колонне Траяна, она должна была, по замыслу архитекторов Ж. Гондуэна и Ж. Б. Лепера, выразить дух Новой империи и жажду величия Наполеона.
Во внутреннем ярком убранстве дворцов и общественных сооружений особенно высоко ценились торжественность и величавая помпезность, их декор был нередко перегружен военной атрибутикой. Доминирующими мотивами стали контрастные сочетания цветов, элементы римского и египетского орнаментов: орлы, грифоны, урны, венки, факелы, гротески. Наиболее ярко стиль ампир проявился в интерьерах императорских резиденций Лувра и Мальмезона.
Эпоха Наполеона Бонапарта завершилась к 1815 г., очень скоро стали активно искоренять её идеологию и вкусы. От «исчезнувшей как сон» Империи остались произведения искусства в стиле ампир, наглядно свидетельствующие о её былом величии.
Вопросы и задания
1.Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям?
Как градостроительные идеи классицизма XVIII в. нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, например площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с. 74)?
2. В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?
3. Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?
Творческая мастерская
1. Проведите для своих одноклассников заочную экскурсию по Версалю. Для её подготовки можно использовать видеоматериалы из Интернета. Нередко сравнивают парки Версаля и Петергофа. Как вы думаете, какие основания имеются для подобных сравнений?
После окончания основных строительных работ в Версале, на рубеже XVII-XVIII вв., Андре Ленотр развернул активную деятельность по перепланировке Парижа. Он осуществил разбивку парка Тюильри, чётко фиксируя центральную ось на продолжении продольной оси Луврского ансамбля. После Ленотра был окончательно перестроен Лувр, создана площадь Согласия. Большая ось Парижа давала совершенно иную трактовку города, отвечавшую требованиям величия, грандиозности и парадности. Композиция открытых городских пространств, система архитектурно оформленных улиц и площадей стали определяющим фактором планировки Парижа. Чёткость геометрического рисунка увязанных в единое целое улиц и площадей на долгие годы станет критерием оценки совершенства городского плана и мастерства градостроителя. Многим городам мира впоследствии предстоит испытать на себе влияние классического парижского образца.
Новое понимание города как объекта архитектурного воздействия на человека находит отчётливое выражение в работе над городскими ансамблями. В процессе их возведения были намечены главные и фундаментальные принципы градостроения классицизма - свободное развитие в пространстве и органичная связь с окружающей средой. Преодолевая хаотичность городской застройки архитекторы стремились создать ансамбли, рассчитанаые на свободный и беспрепятственный обзор.
Ренессансные мечты о создании «идеального города» нашли воплощение в формировании площади нового типа, границами которой оказывались не фасады тех или иных зданий, а пространство прилегающих к ней улиц и кварталов, парки или сады, набережная реки. Архитектура стремится связать в определённом ансамблевом единстве не только непосредственно соседствующие друг с другом сооружения, но и весьма отдалённые точки города.
Вторая половина XVIII в. и первая треть XIX в, во Франции знаменуют новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы - неоклассицизм. После Великой французской революции и Отечественной войны 1812 г. в градостроении появляются новые приоритеты, созвучные духу своего времени. Наиболее яркое выражение они нашли в ампире. Для него были характерны следующие черты: парадный пафос императорского величия, монументальность, обращение к искусству императорского Рима и Древнего Египта, использование атрибутов римской военной истории в качестве основных декоративных мотивов.
Суть нового художественного стиля очень точно была передана в знаменательных словах Наполеона Бонапарта: «Я люблю власть, но как художник… Я люблю её, чтобы извлекать из неё звуки, аккорды, гармонию».
Стиль ампир стал олищетворением политического могущества и военной славы Наполеона, послужил своеобразным проявлением его культа. Новая идеология вполне отвечала политическим интересам и художественным вкусам нового времени. Повсюду создавались крупные архитектурные ансамбли открытых площадей, широких улиц и проспектов, возводились мосты, монументы и общественные здания, демонстрировавшие императорское величие и силу власти.
Например, мост Аустерлиц напоминал о великом сражении Наполеона и был сооружён из камней Бастилии. На площади Каррусель была сооружена триумфальная арка в честь победы при Аустерлице. Две площади (Согласия и Звезды), отстоящие друг от друга на значительном расстоянии были соединены архитектурными перспективами.
Церковь Святой Женевьевы, возведённая Ж.Ж. Суффло, стала Пантеоном - местом упокоения великих людей Франции. Один на самых эффектных монументов того времени - колонна Великой армии на Вандомской площади. Уподобленная древнеримской колонне Траяна, она должна была, по замыслу архитекторов Ж. Гондуэна и Ж.Б. Лепера, выразить дух Новой империи и жажду величия Наполеона.
Во внутреннем ярком убранстве дворцов и общественных сооружений особенно высоко ценились торжественность и величавая помпезность, их декор был нередко перегружен военной атрибутикой. Доминирующими мотивами стали контрастные сочетании цветов, элементы римского и египетского орнаментов: орлы, грифоны, урны, венки, факелы, гротески. Наиболее ярко стиль ампир проявился в интерьерах императорских резиденций Лувра и Мальмезона.
Эпоха Наполеона Бонапарта завершилась к 1815 г., очень скоро стали активно искоренять ее идеологию и вкусы. От «исчезнувшей, как сон» Империи остались произведения искусства в стиле ампир, наглядно свидетельствующие о ее былом величии.
Слайд 1
Архитектура Парижа XVII век Классицизм
Слайд 2
Париж XVII века
Слайд 3
Собор Инвалидов
Архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения инвалидов войны королевской армии. Сегодня он все еще принимает инвалидов, а также в нём нашли свое место несколько музеев и некрополь военных.
Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар
Слайд 4
5 мая 1821 года Наполеон Бонапарт умер. Он был похоронен недалеко от Лонгвуда в местности, носящей название «Долина герани». Есть версия, что Наполеон был отравлен. Король Луи-Филипп, уступив давлению бонапартистов, в 1840 году послал на Святую Елену делегацию для выполнения последней воли Наполеона - быть похороненным во Франции. Его тело с 1840-го года находится в Соборе Инвалидов в Париже.
Слайд 5
Площадь Вогезов
Создана в 1605-1612 годах архитектором К. Шантийоном.
Слайд 6
Это самая старинная площадь Парижа. Расположена в квартале Маре и представляет собой правильный квадрат длиной 140 метров. До 1799 г. называлась Королевской. Нынешнее название получила в честь жителей департамента Вогезы, которые добровольно стали выплачивать взносы на содержание революционной армии.
Слайд 7
Застраивалась по указу Генриха IV с 1605 по 1612 гг.; с тех пор её облик оставался почти неизменным. Здания по сторонам площади строго выдержаны в едином стиле - из красного кирпича с полосами серого камня. Два здания с более высокими мансардными крышами именуются павильонами короля и королевы (здесь простолюдины справляли свадьбу Людовика XIII и Анны Австрийской). В домах на площади жили многие знаменитые люди - Сюлли, кардинал Ришелье, Марион Делорм, Боссюэ, Виктор Гюго, Теофиль Готье, Альфонс Доде и др.
Слайд 8
Вандомская площадь
Слайд 9
Сооружена в 1699 году по проекту архитектора Жюля Ардуэн-Мансара в честь Людовикa XIV, а название получила от дворца Сезара де Вандом. Единообразные здания в стиле классицизм, окружающие площадь, были закончены к 1720 году.
В центре Вандомской площади установлена 44-метровая Вандомская колонна со статуей Наполеона наверху, выполненная по образцу римской колонны Траяна.
Слайд 10
Площадь Побед
Слайд 11
В центре площади – конная статуя «Короля-Солнце»
Небольшая площадь округлой формы. Здесь сходятся сразу шесть улиц, а элегантность этой площади очаровывает типично французской архитектурой. В 1684-1687 гг. Ардуэн-Мансар создал площадь так, чтобы обозначить центр площади конным монументом.
Слайд 12
Люксембургский дворец
Слайд 13
Люксембургский дворец
Дворец, возведенный в 1615-1621 гг. архитектором Саломоном де Броссом, явился первым опытом городского пространства. Сам подход к строительству был продиктован классическим духом французской школы - парадный вход в центре здания, двор защищенный со всех сторон, главное здание. Оформлением внутренних интерьеров занимался великий Рубенс, с работами которого хорошо была знакома парижская аристократия.
Слайд 14
Люксембургский сад
Сад - классический пример французской садовой архитектоники, сочетающей строгую геометрию с буйством растительности.
На территории Сада установлено более сотни скульптур, памятников и фонтанов. Вокруг центральной зеленой зоны установлено около 20 статуй французских королев и женщин-святых (в том числе Жанны III Наваррской, Бланки Кастильской, Анны Австрийской, Луизы Савойской и Анны Французской.
Слайд 15
Фонтан перед Люксембургским дворцом
Слайд 16
Архитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и парка. Луи Лево и Андре Ленотр впервые пытаются перспективно решить эту проблему во дворце и парке Во-ле-Виконт близ Мелена.
Слайд 17
Дворец Во справедливо считается прообразом главного создания второй половины XVII в. Версальского дворца и парка. Он был построен Лево, а на последних этапах в его строительстве принял участие Ардуэн-Мансар.
Слайд 18
Лучший по тем временам частный дворец Франции, творение трёх крупнейших профессионалов своего времени - архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена. Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить регулярный парк c партерами, фонтанами и каналами.
Слайд 19
Экстерьер здания классицистически строг, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Все это не исключает пышной декоративной отделки, особенно в интерьере. Интерьеры дворца состоят из анфилады роскошно убранных комнат.
Слайд 20
Дворец Мезон Лаффит, построенный Франсуа Мансаром в 1642-1651 гг., при всей сложности объемов являет собой единое целое, ясную, тяготеющую к классицистическим нормам конструкцию.
Слайд 21
Дворец Мезон Лаффит
В отличие от традиционных композиций более ранних загородных замков здесь нет замкнутого двора, образуемого главным корпусом и служебными флигелями. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Скомпонованное в виде буквы "П" вокруг открытого в парк курдонера, здание хорошо обозревается со всех сторон.
Слайд 22
Отель Ламбера
Особняк был заказан у архитектора Луи Ле Во в 1639 году секретарём Людовика ХIII Жаном-Баптистом Ламбером. Архитектор разработал сложный план здания, так как было необходимо адаптировать его к особенностям земельного участка. Тремя годами позднее он умирает и завещает дом своему брату Николя, который произвел там обширные декоративные работы. Внутреннее убранство трех кабинетов особняка и большой галереи прославили особняк с момента его создания.
Слайд 1
Архитектурный стиль
Ампир
Слайд 2
Стиль ампир был создан во Франции после буржуазной революции. Политический переворот принес с собой новые веяния в искусстве. Творцы XIX века вдохновлялись греко-римской культурой и во многом подражали ей. Прежде всего, это подражание отразилось в меблировке комнат на античный лад. Это новое течение зародилось в Париже после революции, в эпоху директории - примерно 1795 году, развивалось при консульстве и достигло полного расцвета при Наполеоне I, между 1804 и 1813 годами, и держалось на протяжении 20-25 лет.
Слайд 3
Новый стиль получил название ампир (empare), что в дословном переводе означает империя. Создателем архитектурного стиля ампир по праву можно считать художника Давида, а выразителями его - архитекторов Шарля Персье и Пьера Фонтена. Созданные ими проекты реализовались в отделке парижских дворов и особняков Наполеона. Их работы были примером подражания для художников всех стран, которые нахлынули в Париж около 1800 года, после спада революционной волны. Новый стиль в мебели стал популярным в других странах после выпуска изданного собрания проектов обстановки жилищ в 1801 году Перьсье и Фонтеном. Это издание было повторено в 1812 году.
Слайд 4
Производство мебели в стиле Ампир отличается от предшествующего стиля Людовика XVI тем, что в самом дизайне мебели используются античные, в особенности римские архитектурные формы: колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы, используемые для членения передних сторон шкафов и комодов. Опорные части столов, кресел, стульев, диванов делаются в виде античных герм, сфинксов, гриффонов, колонн и львиных лап, заимствованных из развалин древнего Рима и раскопок Помпеи. В форме мебели используются прямоугольные, массивные, замкнутые формы, профили и выступы на ней редки.
Слайд 5
Впервые в истории мебели важную роль стала играть фактура материала. В предшествовавших стилях она скрывалась за нагромождениями резных украшений и различных шаблонов. На шкафах, секретерах, комодах и других предметов меблировки остаются большие плоскости филенок, обрамленных слабо выступающей обвязью рамы.
Слайд 6
Иногда одну целую доску использовали для передней части комода. Для этого ее распиливали по линии ящиков, благодаря чему сохранялся общий рисунок и расположение струй и слоев дерева. Качество древесных пород теперь играет важную роль. Для изготовления мебели предпочтение отдавалось темно-красному дереву. Его гладкая поверхность украшается бронзой, золоченой через огонь, со строго симметричными узорами. Отдельные детали покрыты резьбой. Ножки, следуя античному стилю, часто имеют форму лап животных. Иногда сверху этих лап неожиданно помещаются фигуры лебедей, львов или сфинксов. На углах шкафов и комодов косяками служат античные колонны с бронзовой золоченой базой и капителью или отдельные фигуры крылатых побед ("Ника"). Кресла принимают форму древнеримских. Передние ножки нередко идут прямо от подлокотников и представляют собой гермы; если же они заканчиваются около сиденья, то подлокотники поддерживаются резными фигурами львов, гриффонов, лебедей и других животных или же каннелированными колоннами, или массивными завитками.
Слайд 7
Слайд 8
Как кресла, так и вся другая мебель для сидения жесткая. Мебель стиля Ампир, отдает предпочтение пышности, в ущерб удобству пользования. Стулья несколько проще кресел, причем их спинке часто придается форма лиры, которая является одним из наиболее употребительных мотивов в украшениях предметов меблировки стиля ампир.
Слайд 9
Как во французской мебели, так и в мебели других стран можно заметить непосредственную связь традиций столяров эпохи ампир с традициями предшествующей эпохи Людовика XVI. Убедительнейшим доказательством этого может служить мебель Жакоб Дельматра, который, начав перед самой революцией работать в стиле Людовика XVI явился главным исполнителем мебели по рисункам Персье и Фонтэна для Наполеона и многих иностранных государей. Сотрудником Жакоба был знаменитый бронзовщик Томир, принимавший большое участие в украшении всех возведенных тогда дворцов. Довольно значительное число новых типов мебели, созданных в эту эпоху, указывает, что столярное искусство без ущерба для античного идеала сохранило свою творческую изобразительность в отношении практических потребностей эпохи. В это время входят в употребление книжные шкафы с решетками, туалетные столики, шкафы для фарфора, открытые серванты, витрины для драгоценностей, круглые подставки для цветов (жардиньерки), клавикорды, стоячие зеркала - "псише" и др.