Первый печатный станок гутенберга. Суть изобретения гутенберга

Иоганн Гутенберг Иоганн Гутенберг Гутенберг Иоганн (. 1399 1468) немецкий типограф, изобретатель европейского способа книгопечатания. В середине XV в. впервые напечатал в городе Майнц 42 строчную Библию (). Выпустил т.н. Майнцскую псалтырь,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Гутенберг, Иоганн - Иоганн Гутенберг ГУТЕНБЕРГ (Gutenberg) Иоганн (около 1399 1468), немецкий типограф, изобретатель европейского способа книгопечатания. В середине 15 в. впервые напечатал в Майнце 42 строчную Библию (признана шедевром ранней печати). Выпустил так… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (около 1399 1468 гг.) немецкий типограф, изобретатель европейского способа книгопечатания. В середине 15 в. впервые напечатал в городе Майнц 42 строчную Библию (она признана шедевром ранней печати). Выпустил т.н. Майнцскую псалтырь, учебники,… … Исторический словарь

Гутенберг Иоганн - (Gutenberg, Johann) (ок. 1398 1468), нем. мастер первопечатник, изобретатель европ. способа книгопечатания. В 1438 г. заключил соглашение с тремя партнерами в целях развития методов книгопечатания. В 1450 г. получил деньги от купца из Майнца… … Всемирная история

- (Gutenberg, Johann) ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ (между 1397 и 1400 1468), немецкий ремесленник, которого принято считать изобретателем книгопечатания с помощью набора из подвижных отлитых из металлического сплава литер, а также печатного пресса и… … Энциклопедия Кольера

- [между 1394 1399 (или в 1406) 1468], немецкий изобретатель книгопечатания. В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42 строчную Библию первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати. * * * ГУТЕНБЕРГ… … Энциклопедический словарь

Гутенберг (Gutenberg) Иоганн [р. между 1394≈99 (или в 1406) ≈ умер 3.2.1468], немецкий изобретатель, создавший европейский способ книгопечатания, первый типограф Европы. ═ Способ Г. (печатный набор) позволил получать произвольное число идентичных … Большая советская энциклопедия

Запрос «Гуттенберг» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иоганн Гутенберг Johannes Gutenberg Дата рождения: между 1397 и 1400 … Википедия

- [между 1394—99 (или в 1406) — 1468], немецкий изобретатель книгопечатания. В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42 строчную Библию — первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати … Большой Энциклопедический словарь

- (наст. фам. Генсфлейш; р.1394/99 или 1406 – ум. 1468) – нем. изобретатель книгопечатания в Европе. Выбрал фам. матери, т. к. фам. отца, Генсфлейш, была неблагозвучной и означала – гусиное мясо. В сер. ХV в. в Майнце напечатал так наз. 42 строчную … Энциклопедический словарь псевдонимов

Книги

  • Иоганн Гутенберг. Личность в истории (подарочное издание) , Альберт Капр. Стильное подарочное издание. Книга украшена золотым тиснением и ляссе. Исследование известного немецкого типографа и историка книги Альберта Капра - одна из наиболее авторитетных книг о…
  • Иоганн Гутенберг. Личность в истории , Капр Альберт. Исследование известного немецкого типографа и историка книги Альберта Капра - одна из наиболее авторитетных книг о знаменитом деятеле немецкой культуры Иоганне Гутенберге. Автор книги,…

Подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Генрих Мореплаватель

Субтитры

Биография

По причине весьма ограниченного количества документальных источников о жизни Гутенберга нет возможности восстановить его связную биографию. В годы его жизни, как правило, лишь биографии заметных политических фигур и церковных деятелей удостаивались чести быть занесенными в достойные доверия источники. В этом плане Гутенберг был как многие другие, то есть не представлял собой особого интереса. Его изобретение тем не менее способствовало тому, что некоторые факты его жизни нашли отражение в книжных откликах современников.

1400-1448. Ранняя деятельность

Иоганн (Йоханн - Henne, Hengin, Hanssen) Гутенберг родился в семье майнцского патриция Фриле Генсфлейша и Эльзы Вирих. Патрициями в Средневековой Германии называли граждан, принадлежащих к высшим слоям городского бюргерства . Мать принадлежала семье сукноторговцев, таким образом брачный союз родителей Иоганна, заключённый в 1386 году, был мезальянсом . Майнц являлся весьма важным городом, так как именно здесь избирался архиепископ германской церкви , курфюрст . Город являлся одним из многих городов, где происходили столкновения между патрициатом и цехами , что вынуждало семейство Иоганна временно покидать город в периоды поражений патрициата.

Авторство изобретения

Гутенберговедение

Исследованию жизни Гутенберга, его личности, фактов его биографии и его значения для истории книгопечатания и истории в целом посвящено весьма значительное количество научных и популярных трудов. К середине двадцатого века количество сочинений по гутенберговской теме уже превышало три тысячи единиц, а в дальнейшем лишь увеличивалось. Революционность изобретения Гутенберга сделало его, с одной стороны, популярным предметом исследований, что способствовало развитию знаний о нём и об историческом периоде, в который он жил. С другой стороны, необычайная важность момента начала книгопечатания сподвигала некоторых исследователей трактовать факты не самым корректным образом в попытке приписать изобретение другим лицам, оспорить место зарождение книгопечатания и прочих искажений, в надежде извлечь выгоду из столь важного события в мировой истории.

Попытки «отнять» авторство изобретения у Гутенберга начались едва ли не при его жизни. С самого начала повёлся спор, какой же город считать колыбелью книгопечатания: Майнц или Страсбург? Кто же на самом деле совершил столь важный сдвиг в мировой истории: Йоханн Фуст и Петер Шеффер , Йоханн Ментелин ? Или же первооткрывателем печатной книги был кто-то в Китае?

В Германии долгое время Гутенберг считался лишь подручным якобы истинных изобретателей - Фуста и Шеффера. Эта точка зрения поддерживалась многими (в частности, Иоганном Готтшедом). Несмотря на то, что первенство Гутенберга было подтверждено ещё в восемнадцатом веке (Д. Келер, Д. Шепфлин), и Ментелин и Фуст и поныне упоминаются в этом плане, хотя уже в основном в ненаучной среде.

Основной проблемой в гутенберговедении является отсутствие книг, выпущенных Гутенбергом, в которых присутствовал бы его колофон (отметка на старинных книгах об авторе, времени и месте издания). То, что книга была выпущена Гутенбергом, подтверждается лишь с помощью второстепенных признаков, из которых ключевым является используемый при печати шрифт. К этой главнейшей проблеме добавляются и побочные: малое количество документальных свидетельств (имеется лишь 34 актовых свидетельств о Гутенберге), отсутствие личной переписки, записей, отсутствие достоверного портрета.

Опознавание древних печатных книг по шрифту - известная практика в области исторического книговедения. При зарождении печати почти каждый издатель находил свой шрифт, благодаря чему имеется возможность даже по безымянным фрагментам узнавать, руке какого типографа принадлежит та или иная страница. В гутенберговедении шрифтологический метод сыграл важнейшую роль. Именно с его помощью было установлено наследие Гутенберга.

Ещё одним весомым фактором в попытках изучить историю знаменитого немца стало стремление создать из него некую «легенду», построить его образ таким манером, чтобы он соответствовал отведённой ему роли в истории. В девятнадцатом веке такая легенда была благополучно создана. Гутенберг представлялся как образованный представитель элиты, увлечённый идеей просвещения, который, блюдя свои финансовые интересы, отдал силы развитию книгопечатания. Однако, скомпилированный под эту легенду, образ не выдержал проверки временем, что привело к расколу в гутенберговедении в начале двадцатого века. Излишняя концентрация внимания на различных аспектах жизни изобретателя приводила к перекосам: иногда во главу угла исследований ставился вопрос меркантильного характера, учитывались только денежные аспекты деятельности, иногда всё внимание сосредотачивалось на вопросах происхождения, подтверждения принадлежности Гутенберга элитным сословиям. Некоторые исследователи целиком сосредотачивалось на анализе шрифтов, что приносило свои плоды, но, опять же, вело к слишком узкому взгляду на проблему в целом.

Группа исследователей (Отто Хупп , Пауль Швенке ) видела в Гутенберге лишь талантливейшего практика, создателя первых искусных шрифтов, который являлся лишь типографом и не был сколько-нибудь озабочен целями просвещения. Иоганн Цедлер рассматривал Гутенберга ещё более ограниченно. В его представлении он был лишь технически образованным человеком, который создал одни из первых печатных книг, причём, в силу именно новизны технологий для своего времени, данные издания Цедлер считал весьма несовершенными, особенно по сравнению с дальнейшими разработками в этой области. Эта точка зрения вполне вписывалась в представления о Гутенберге как об инструменте, составной части в механизме исторического развития, появление которого было предопределено законами истории.

«…долгий и ожесточённый спор о действительном изобретателе книгопечатания никогда не будет разрешён… Гутенберг сделал в этом направлении последний решительный шаг с наибольшей смелостью и ясностью и благодаря этому с наибольшим успехом… Это лишь значит, что он лучше всех сумел подвести итоги накопленному опыту и всем неудачными или полуудачным попыткам своих предшественников. И это нисколько не умаляет его заслуги; его заслуга остаётся бессмертной… но не новое неведомое растение он посадил в земную почву, а лишь удачно сорвал медленно созревший плод». Франц Меринг . Из работы «Об историческом материализме»

Взгляд на вклад Гутенберга с подобной позиции подтолкнул развитие исследований о технических предпосылках изобретения, и данный аспект получил надлежащее раскрытие (работы Виктора Шолдерера (Victor Scholderer) Хельмута Леманн-Хаупта и др.), хотя для этого понадобилось почти сто лет изысканий. Однако смещение акцента с личности на исторические причины опять же приводил к невольным искажениям.

Часто главной причиной появления книгопечатания называлась предопределенность экономического развития. Зарождение и развитие капитализма требовало повышения уровня знаний, инструментом которого и стало книгопечатание. Когда образ Гутенберга - общественного просветителя показал свою однобокость, явился образ Гутенберга-дельца. В попытке найти ответ на вопрос, что же двигало этим человеком, понятное многим стремление к личной выгоде приводилось в обоснование его мотивов: новые времена диктовали новые нравы, и представление о бизнесмене, пытающемся использовать свежее изобретение для собственной выгоды, нашло своих сторонников. Учитывая подтверждаемый документами факт, что дела Гутенберга шли отнюдь нехорошо, а в дальнейшем последовало и банкротство, Гутенберг как личность стал оцениваться заметно в принижающем ключе, как неудачливый делец либо как несостоятельный художник, не сумевший достичь мало-мальского успеха.

Образ Гутенберга-дельца сумел разрешить противоречия, вызванные тем, что в его наследии нашлись издания весьма широкого диапазона, от высокодуховных до «ярмарочной литературы». Однако на ключевой вопрос данный подход приемлемого ответа дать не в силах. Высказывавшиеся мнения, что Гутенберг мог даже не осознавать значения своего изобретения, едва ли соответствуют правде, поскольку любая крупная личность, сподвигшая революционные изменения в истории человечества, является, как правило, сосредоточением главных конфликтов своего времени и в силу этого не может быть личностью ограниченной, замкнутой в рамках узких личных интересов.

Российское (советское) гутенберговедение начало развитие большей частью в связи с отмечавшимся как в общественной жизни, так и в научном мире пятисотлетием изобретения книгопечатания (отмечавшимся в 1940 году). До этого времени каких-либо серьёзных исследований не было, Гутенберг и его изобретение упоминались лишь в популяризаторских целях. Первым рассказом о Гутенберге послужили сведения из переведенной в 1720 году книги «Об изобретателях вещей» (De Inventoribus Rerum)

15 век. Изобретение Иоганна Гутенберга способствовало распространению образования, культуры, книги как основы знаний, так необходимых человечеству для развития общества, становлению и совершенствованию национальных и международных литератур, грамотности в целом, письменности, а это в свою очередь – всей системы образования и воспитания человека.

Точного ответа на вопрос «Кем и когда было изобретено книгопечатание» нет и не может быть, по крайней мере, пока не обнаружены соответствующие документы. Ни один источник, дошедший до нас, не дает прямого ответа на этот вопрос, вынуждая исследователей строить свои гипотезы только на основании косвенных доказательств. Большинство исследователей и обыватели присваивают изобретение книгопечатания именно Гутенбергу, однако, скептики утверждают, что это скорее традиция, чем непреложная истина – слишком много загадок таит Иоган Гутенберг. До сих пор не известна точная дата рождения
Иогана Гейнсфлейша (его настоящего имени, Гутенберг – лишь прозвище, прозвище производное от имения в одной версии отца, в другой – матери).
Историография проблемы полна противоречий, вызванных различными толкованиями источников. Основная масса материалов по Гутенбергу связана с описанием судебных процессов с его участием. Но в протоколах не всегда ясен предмет процесса, так как дела, которыми занимался Гутенберг, не подлежали огласке в связи с их секретностью и договорами с компаньонами о неразглашении.

Именно он сумел найти наилучшие технические формы воплощения идей, которые частично высказывались до него. Нет никаких оснований полагать, чтобы Гутенберг был знаком с опытом китайцев и корейцев, а, очевидно, пришел к решению проблемы подвижных литер самостоятельным путем. Таким образом, заслуга Гутенберг сводится к обобщению и систематизации существующих до него изобретений, воплотив на практике идею печатания книг, и явил миру первые, причем сразу же совершенные образцы изданий.
Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые цены на книги и рентабельность работы.
Это изобретение совершенно изменило технику печати и перестроило структуру печатного процесса.

Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать, чем, возможно, предугадал появление мануфактурных форм организации производства, которые с XVII века должны были победить ремесло.
Ученики Гутенберга распространили по Европе печатание подвижными литерами.
От всех чрезвычайно многочисленных типографий, возникших еще в XV веке в разных городах и странах, протягиваются незримые нити к единому центру-майнцкой печатне мастера Иогана,-он и только он - истинный родоначальник этого замечательного искусства.

Своим открытием создатель технологии книгопечатания Иоганн Гутенберг произвел настоящую революцию, благодаря которой книги и знания стали доступными для самых широких слоев населения Европы. Его изобретение оказалось одним из главных символов наступившего Нового времени.

Детство

Точная дата рождения Иоганна Гутенберга неизвестна. Биографы изобретателя относят ее приблизительно к 1398 году. Иоганн Гутенберг принадлежал к роду богатых граждан Майнца, которых, на римский манер, называли патрициями. О детстве мальчика также практически нет никаких подтвержденных данных. Тем не менее, как сын из состоятельной семьи, он, без сомнения, получил хорошее городское образование.

Средневековый Майнц раздирали внутренние конфликты. Власть в нем принадлежала то патрициям, то их противникам ремесленникам. Вооруженные столкновения между разными социальными слоями считались обычным делом. Один из них произошел, когда Иоганн Гутенберг был в юношеском возрасте. Ремесленники напали на квартал богачей и разорили их дома. Погром заставил семью Гутенбергов эмигрировать в Страсбург. Иоганн еще долго не возвращался в родной город, несмотря на то, что в 1430 году политический маятник качнулся в противоположную сторону, и всем бежавшим патрициям была объявлена амнистия.

Карьера ювелира

После многих лет достатка Гутенбергам пришлось приспосабливаться к новым тяжелым условиям жизни. Молодость Иоганна прошла в бедности. Отсутствие достатка приучило его к самостоятельности и тяжелому труду. Традиционно патриции гнушались заниматься ремеслами, считая подобное занятие неблагородным. Иоганн Гутенберг думал иначе. Он завел знакомства с умелыми ювелирами Страсбурга и стал обучаться их делу. Получив соответствующее образование, молодой человек начал работать в компании, занимавшейся шлифовкой драгоценных камней и производством зеркал.

Постепенно Иоганн Гутенберг становился все более известным и именитым мастером. У него начали появляться первые ученики. История сохранила имя одного из этих подмастерьев - Андреаса Дрицена. В 1435 году Гутенберг заключил с учеником контракт и создал с ним совместное предприятие. К этому времени историки относят появление идеи книгопечатания, которой загорелся страсбургский ювелир. На протяжении всей своей жизни он старался не предавать огласке секреты этого искусства. Именно поэтому, даже заключая контракт с Дриценом, Гутенберг не стал напрямую говорить о том, что их предприятие будет печатать книги. Публично была создана очередная мастерская по производству зеркал.

Создание литер

Революционный печатный станок Иоганна Гутенберга появился не в одночасье. Сначала он придумал изображать буквы на деревянных столбиках и соединять получавшиеся литеры в удобный набор. Сегодня эта идея кажется простой и очевидной. Однако для Средневековья это был великий прорыв.

В 1438 году ярмарка Ахена, где мастерская Гутенберга продавала большую часть своих зеркал, была перенесена на два года. Изобретатель воспользовался образовавшимся свободным временем для продолжения работы над своей тайной машиной.

На пути к открытию

Эпохальное изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом на несколько отсрочилось из-за смерти его ученика и напарника Андреаса Дрицена. Мастерская распалась. Более того, на Гутенберга подали в суд наследники Дрицена. Затянувшийся процесс отвлек изобретателя от работы всей его жизни. Суд разбирал спор об имуществе. Наследники Андреаса требовали часть мастерской. Поэтому в судебных бумагах фигурировали упоминания о прессе, формах для литер, свинце и т. д. Тем не менее Гутенбергу удалось сохранить секрет еще не готового изобретения в тайне.

В 1439 году ювелир выиграл судебный процесс. После этого он в одиночку погрузился в работу над книгопечатной конструкцией. Создав подвижные литеры, Гутенберг получил возможность перемещать их в бесчисленном количестве комбинаций. Немец предавался заветной задумке в рабочей комнате в загородном страсбургском монастыре на берегу реки Иль, пока наконец не довел прототип до рабочего варианта. Историки относят это событие к 1440 году.

Финансовые трудности

Даже после изобретения литер и прототипа станка отпечатанные по новой технологии книги Иоганна Гутенберга появились далеко не сразу. Экспериментируя, он работал с деревянными формочками. Однако для регулярной работы они не годились, так как изображения букв быстро портились.

Для усовершенствования станка требовалось продолжать эксперименты с иными материалами. Такие изыскания стоили больших денег. Забросив зеркала и ювелирную работу, Иоганн Гутенберг, кратко говоря, остался без серьезных средств. Он принялся за поиски кредиторов, однако в Страсбурге никто не рискнул вложить деньги в затею изобретателя. Недоверие знакомых богачей усиливалось из-за того, что отец книгопечатания не раскрывал все карты и не рассказывал в деталях о своем станке.

Сотрудничество с Фустом

В 1445 году Иоганн Гутенберг, биография которого вновь оказалась связанной с Майнцем, наконец вернулся в родной город. Здесь он надеялся на помощь своей семьи. Однако на протяжении пяти лет изобретатель так и не продвинулся в своем главном предприятии. Теоретическая идея книгопечатания была готова, а вот ее реализация затягивалась.

В 1450 году Гутенбергу все-таки улыбнулась удача. Он познакомился с богатым предпринимателем Иоганном Фустом. Делец заключил с изобретателем договор, по которому дал ему кредит в 800 гульденов. Сумма выдавалась по частям на протяжении нескольких лет. Благодаря капиталу Фуста отец книгопечатания наконец усовершенствовал свою технологию.

На ссуженные деньги Гутенберг нанял несколько работников, закупил бумаги и красок, арендовал просторное помещение. Но самое главное - он отлил качественные и надежные литеры, в основе которых был сплав из нескольких металлов. Когда типография стала работать в полную силу, Фус,т как ее главный собственник, понимая ценность уникальной технологии, запретил рабочим рассказывать кому-либо о секретах книгопечатания. Наборщики клялись в этом коммерсанту, присягая на Евангелии. До того момента книги переписывались в монастырях. Вручную они множились крайне медленно. Монахи еще долгое время отказывались верить, что книги можно печатать с помощью изобретения Гутенберга, не прибегая к дьявольскому волшебству.

«Латинская грамматика» и индульгенции

Взяв у Фуста новый заем (прежних денег уже не хватало), Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. Путь к стабильно работавшему станку был долгим, но в конце концов конструкция была готова. Первой книгой, созданной по новой технологии, стала «Латинская грамматика», автором которой являлся Элий Донат. Ни одного целого экземпляра до нашего времени не сохранилось. Остались только отдельные листки, хранящиеся в Парижской национальной библиотеке.

Изобретение Гутенберга быстро нашло прибыльное применение. Папа римский Николай V, боясь турецкой угрозы, объявил против турок Крестовый поход и пообещал отпущение грехов тем, кто пожертвует деньги на предстоящую войну. В 1453 году османы захватили Константинополь, и немцы ринулись массово скупать индульгенции. Потребовалось огромное количество экземпляров этой квитанции. Тут и объявился Гутенберг. На его станке индульгенции печатались с немыслимой для своего времени скоростью. Некоторые экземпляры того тиража сохранились и сегодня принадлежат музеям.

Библия Гутенберга

Грамматика и индульгенции были для Гутенберга разведкой перед боем. Мечтой всей его жизни было наладить массовую печать Библии. Подготовка, набор книги и другие предварительные работы заняли без малого пять лет. Знаменитая 42-строчная Библия появилась в 1455 году. Она была издана в виде двухтомного фолианта (первая часть содержала 324 листа, вторая - 317 листов).

Библия получила название Гутенбурговой. Заглавные буквы в ней были пропущены. Их от руки рисовал каллиграф. Также отсутствовала привычная сегодня нумерация страниц. Это неудивительно, ведь только-только появилось книгопечатание. Иоганн Гутенберг издал эту Библию на пергаменте и бумаге (пергаментные версии стоили дороже). Тем не менее книги были моментально распроданы.

Последние годы и смерть

Типография, в которой Гутенберг напечатал свою Библию и другие обессмертившие его имя книги, была закрыта из-за долгов перед Фустом. Изобретатель не смог выплатить причитавшиеся ростовщику проценты и проиграл ему в суде. Фуст стал единственным собственником типографии. Он продавал книги по всей Европе и сказочно разбогател.

Оставшись ни с чем, Гутенберг не опустил рук. С новыми партнерами он открыл другую типографию. В ней была выпущена новая латинская грамматика «Католикон», а также книга доминиканского священника Иоагана Бальба. В 1465 году издатель в качестве камергера поступил на «вечную службу» к архиепископу Майнцскому и курфюрсту Адольфу Нассаусскому. С тех пор Гутенберг забыл о материальных невзгодах и смог полностью сосредоточиться на любимом деле. К тому времени изобретатель уже был стариком. Он скончался в 1468 году, к собственному счастью, застав начавшийся успех технологии книгопечатания. Гутенберг был похоронен в Майнце, однако его могила была предана забвению, а ее местоположение сегодня неизвестно.

Секретная технология издателя не могла вечно оставаться в тайне. После смерти мастера его верные ученики распространили ценнейшее знание по всей Германии, а оттуда и в другие страны. Уже в Новое время имя основоположника книгопечатания вызывало у историков споры и сомнения. Версия о Гутенберге восторжествовала только в конце XIX веке, когда были обнаружены его судебные бумаги и другие документы, подтвердившие, что именно он первым создал типографский станок.

Веками знания, заключенные в книгах, были достоянием немногих, в основном, монахов и священников. Каждая книга была уникальной, но для большинства людей средневековья эта проблема не стояла - они были неграмотны. В средние века книги переписывали от руки, обычно в монастырях. Часто монахи тратили годы на одну книгу. В 1450 году одно изобретение изменило мир.

Портрет Иоганна Гутенберга, выполненный неизвестным художником в XVII веке


В немецком городе Майнце Иоганн Гутенберг изобрел технику печати с помощью подвижных букв. Теперь можно было печатать книги в большом количестве и относительно дешево. Был заложен технический фундамент для будущих перемен в области науки, политики и религии.

Иоганн Генсфляйш, позднее изменивший фамилию на Гутенберг, родился в Майнце около 1400 года. Его отец был богатым купцом. Юный Иоганн ходил в монастырскую школу. Это то, что мы знаем, но затем его след надолго теряется.

Он вновь объявился лишь в 1434 году в Страстбурге. Здесь он основал фабрику по производству зеркал для паломников. Они были весьма популярны у верующих, надеявшихся уловить в зеркало частичку божьего духа от каждого храма и хранящихся в нем реликвий. Дело Гутенберга процветало.

В то время торговля предметами культа приносила большой доход. Особенно популярны были гравюры с изображением святых. Ксилография - одна из первых печатных техник, но в Европу она пришла лишь в средние века. Ею пользовались в основном для тиражирования картин и текстов. Но вырезание блоков размером в страницу отнимало много времени. Сперва надо было нарисовать на блоке зеркальное отображение страницы, затем вырезались отдельные буквы. Наконец, блок смазывали чернилами, на него клали бумагу и терли костяным инструментом, чтобы чернила впитались.

К началу 15 века все больше таких страниц попадало на рынок. Иногда несколько страниц переплетали в книгу. Успех этих книг дал толчок к увеличению производства манускриптов - они давно уже делались не только в монастырях, светские писцы также процветали.


Основание первых университетов увеличило спрос на книги. Создавались библиотеки, которые увеличивали доступность книг. Нужны были более дешевые, доступные книги. Но это еще не все. Ученым, например, нужны были идентичные копии. Велись отчаянные поиски новой технологии.

Участвовал в этих поисках и Гутенберг. В 1448 году он вернулся в Майнц. Здесь он нашел финансовую поддержку и смог заняться своим предприятием. Ему пришла в голову блестящая мысль. Он разделил текст на составляющие: буквы, знаки препинания и их частые комбинации - лигатуры. Их объединяли в блоки, набирая слова, строки и страницы. Литые буквы могли многократно использоваться в разных комбинациях.
Вот как делается литера. На конце металлического прута гравируется перевернутая буква. Ее обмачивают в размягченную медь, оставляя в ней отпечаток. Эта матрица выступает как форма для настоящего шрифта, который отливают из свинца.

Чтобы можно было производить буквы быстро и в достаточном количестве, Гутенберг сделал еще один важный шаг - изобрел инструмент для ручного литья. Он состоит из прямоугольного желоба. В один конец вставляют матрицу, с другого льют расплавленный свинец. Когда форму открывают, внутри лежит готовая литера из свинца. Матрица может использоваться для производства неограниченного числа литер.

Наконец, наборщик начинает составлять из букв макет. В форму вставляют строки, чтобы они образовали нужную последовательность. В результате получается зеркальное отображение страницы. Форму смазывают типографской краской. Гутенберг использовал смесь копоти, лака и яичного белка. Теперь можно начинать печатать. У Гутенберга был специальный станок, но принцип он позаимствовал у винного пресса.


Типография времен Гутенберга


Первыми работами Гутенберга были официальные документы, папские декреты и учебники. Но вскоре он взялся за гигантский труд - Библию на латыни. Для этого он отлил более ста тысяч литер. Более двух лет наборщики и печатники Гутенберга трудились над первым тиражом в сто тысяч экземпляров. Текст был напечатан готическим шрифтом, основанным на рукописном начертании букв. Наконец, художник украшал текст цветными буквицами и рисунками. Своей Библией, одной из красивейших в мире печатных книг, Гутенберг доказал, что отпечатанная типографским способом книга может быть так же красива, как рукописная.

Вскоре тираж был распродан. Современники Гутенберга были поражены. Впервые в продаже было столько экземпляров книги, причем совершенно идентичных. Печатное слово стало авторитетным.

Весть о революционной технологии быстро распространилась. Вскоре печатные станки появились в Кельне и Базеле. В Венеции предприимчивый издатель Альд Мануций начал печатать работы классических авторов. Среди его клиентов была вся европейская интеллектуальная элита.

Через 20 лет после изобретения Гутенберга новая технология прочно укоренилась. Издавались тысячи книг тиражами до тысяч экземпляров. Книги стали доступны простым людям, уровень грамотности рос, и число потенциальных читателей увеличивалось.


Библия Гутенберга


Одним из величайших поклонников Гутенберга был Мартин Лютер. Искусство печати навело его на смелую идею - мирянину незачем ждать, пока священник расскажет ему, что сказано в Библии. Он может прочесть ее сам и сделать выбор между истинным текстом и ложными толкованиями церкви. Лютер напечатал полмиллиона экземпляров своего перевода Библии на немецкий - по тем временам огромный тираж. Чтобы донести до людей свои идеи, он распространил сотни тысяч брошюр.

Но не только Лютер пользовался новым средством информации. Это делал и император, и короли, и вольные города империи. Вскоре одностраничные памфлеты, листовки, как сказали бы мы, стали средством передачи новостей. Когда на 1524 год предсказали необычное положение планет, листовки предрекали второй всемирный потоп.

Первая ежедневная газета родилась в Лейпциге в 1650 году. Она называлась «Einkommende Zeitungen» («Свежие новости«) и выходила шесть раз в неделю.

Сегодня офсет - самый распространенный способ печати, но, несмотря на все усовершенствования, именно Гутенберг заложил основы современного мира прессы. Его изобретение считается одним из важнейших в истории.

Сам Гутенберг не разбогател на своем изобретении. Он не успел даже допечатать Библию, когда его кредитор потребовал вернуть долг. В последующей судебной войне Гутенберг потерял и станок, и все отпечатанные Библии.

Вскоре после этого Майнц захватили вражеские войска. Гутенберг был выслан. Три года спустя ему разрешили вернуться и работать на нового архиепископа. 3 февраля 1468 года Иоганн Гутенберг умер.

Его похоронили во францисканской церкви в Майнце. Но его изобретение - печать подвижными литерами - навсегда изменило мир.