Богиня Кумари — Храм Истины. Девочки из Непала – последние живые божества на планете

На углу площадей Дурбар и Басантапур в столице Непала Катманду целый день толпа – туристы фотографируют, местные что-то продают, что-то покупают и заходят в хра­мы-паго­ды – их тут десятки. Гул стоит невообразимый. Я здесь вместе с молодой женщиной Рашмилой. Когда-то она была Радж Кумари (королевской Кумари) и жила на втором этаже дворца-храма Кумари Гхар. Под ее окнами, выходящими во внутренний двор, дежурили тысячи паломников. Главный священнослужитель каждое утро целовал ей ноги. Сам король Непала ежегодно просил ее благословения (в 2008 году Непал стал Федеративной Демократической Республикой).

«На протяжении восьми лет я служила своей стране, участвовала в церемониях, помогала больным детям. Живая богиня, я имела доступ к тайным мантрам, которые могут произносить только посвященные. Некоторые из них я буду повторять до самой своей смерти. Серебряный обруч "нага" (один из атрибутов Кумари) наделял меня сверхчеловеческим могуществом – я не чувствовала ни голода, ни жажды, ни жары, ни страха. За все восемь лет я ни разу не плакала и не болела. Правда, несмотря на то что у меня были качели, сотни кукол и телевизор, мне часто было одиноко», – рассказывает Рашмила без ностальгии.

До первой крови

Нани Майджу из города Нагхал была Кумари с 1961 по 1969 годы. Ее появление вызывало у паломников бешеный восторг.

Традиция выбирать живую богиню или, как ее здесь называют, «Кумари­» возникла в Непале в 17 веке. На этот счет есть несколько легенд. Начинаются они все одинаково: с давних времен при принятии важных решений королей Непала консультировала богиня Таледжу Бхавани, ипостась очень популярного в индуизме персонажа – многорукой Кали-Дурги. Богиня была прекрасна. Дальше версии расходятся. По самой жесткой один из королей вступил в связь с маленькой непалкой.

Она умерла, и сладострастник, чтобы искупить вину, ввел в стране культ маленьких девочек, объявив, что в них вселяется богиня. По другой, в девочку действительно вселилась Дурга, и за это кроху изгнали из страны. Но за изгнанницу вступилась королева, вернула на родину и всем велела ее почитать. Третья версия – классическая. Король влюбился в богиню и этим ужасно ее разгневал.

Преети из Итумбахала была богиней с 2001 по 2007 год.

С тех пор, чтобы не искушать монархов, Дурга стала воплощаться в невинных девочек. Как только у Кумари начинается первая менструация, совет священнослужителей и астрологов подыскивает ей замену среди девочек 3–5 лет – в этом возрасте у детей выпадает первый молочный зуб. Претенденток проверяют по тридцати двум критериям. Семья будущей Кумари должна принадлежать к касте барэ (каста ювелиров) клана шакья народа невари на протяжении трех поколений. Ее личный гороскоп должен соче­таться с гороскопом страны. Большое значение имеет внешность – расстояние между глазами, форма мочек ушей, цвет глаз и волос, безупречные зубы, кожа без единой родинки, бородавки или шрама. Намек на любую ссадину или царапину, из которой когда-либо могла идти кровь, лишает претендентку шансов, а для действующей Кумари означает конец карьеры.

Девочек, которые прошли все замеры, напоследок запирают на ночь во дворце Хануман Дхока среди голов жертвенных животных. Время от времени к ним врываются люди в страшных масках и пугают до полусмерти. Самая смелая наутро становится Радж Кумари (кроме королевской Кумари в разных районах страны одновременно может быть десяток Кумари рангом пониже) и после обряда очищения переезжает во дворец в Катманду.

Руками не трогать

До первой менструации маленькая богиня Радж Кумари не может ступать на «нечистую» землю за стенами дворца, не говоря уже о том, чтобы покинуть Непал.

Сквозь лабиринт узких улочек старого города Рашмила выходит к неказистому мрачному зданию. «Это дом моей семьи. Стыдно признаться, но в тот день, когда я перестала быть богиней и меня забрали обратно, я его просто возненавидела – за то, что он стоит не особняком, а рядом с другими, за то, что здесь нет своего двора, за то, что это не дворец.

Моя собственная семья была для меня чужой, и я не понимала, почему должна есть с этими людьми за одним столом». Для бывшей Кумари годы, проведенные во дворце, ассоциируются не столько с роскошью, сколько с уединением. Семья, друзья, первые игрушки, одежда и украшения – все это остается за порогом нового жилища. Здесь она общается в основном с прислужниками «кумарари» и изредка с детьми своей касты, которые приходят к ней в гости с разрешения Совета и играют только в спокойные игры – чтобы, не дай бог, богиня не поранилась. Сама она покидает территорию дворца всего несколько раз в год – во время крупных религиозных праздников – и только в паланкине. Нога Кумари на протяжении всех этих лет не должна касаться «нечистой» земли. Каждое утро и каждый вечер девочка на золотом троне творит молитву, принимает прошения и подношения – цветы, деньги, рис, сахарную пудру и другие подарки.

Как и большинство бывших богинь, Нани Майджу любит одежду красного цвета и время от времени приходит во дворец повидаться с теми, кто о ней там заботился.

По особым случаям в тронный зал допускаются непальцы и индийцы. Иностранцам, которых здесь приравнивают к неприкасаемым, вход во внутренние покои воспрещен. Они могут за небольшое пожертвование проникнуть во двор и оттуда позвать: «О, моя богиня!» Считается, что тот, кто увидит Кумари, будет всю жизнь счастлив. Девочка, во-первых, осознает важность своей миссии. Во-вторых, ей ужасно скучно – из окон дворца ей виден только Дурбар-сквер и площадь с бегающими по ней торговцами овощами, рикшами, носильщиками-шерпа. Поэтому, как правило, в ответ на зов на галерее появляется маленькое любопытное личико с нарисованным на лбу огненным оком и жирными черными стрелками от глаз до самых корней волос.

Своими ногами

Рашмиле 30 лет. Она первой из бывших Кумари получила образование и стала программистом. Благодаря ей во дворце появился доступ в Интернет, а богинь теперь учат читать и писать.

Рашмила первой из экс-богинь получила образование – она стала программистом. Все ее предшественницы так и не научились даже читать. «Мне ужасно трудно было осваивать простейшие бытовые вещи: выходить на улицу, самостоятельно одеваться, мыть посуду, ходить в школу. Меня отправили в один класс с моим пяти­летним братишкой! Через два часа там я уже была без сил и не понимала ни слова из того, что говорил учитель. Мне не давался ни один предмет – ни английский, ни математика, ни элементарный алфавит. Но я победила в себе Кумари».

Рашмила добилась того, что теперь маленькие богини, живя во дворце, могут выходить в Интернет и их учат всему, что потом пригодится в нормальной жизни.

Дил сейчас 91 год. Она с гордостью позирует на фоне своего портрета, сделанного, когда она была богиней (1933–1942 гг.).

Сегодня в Непале живет девять бывших живых богинь. Дил, самой старшей из них, 91 год. Вопреки поверью, что мужья живых богинь умирают через полгода после свадьбы от кровавого кашля, из-за чего многие Кумари не выходят замуж, у нее есть семья. Дети и внуки относятся к Дил с почтением. В доме есть комната, куда кроме нее никто не имеет права входить. Там Дил произносит мантры, выученные восемьдесят лет назад. Ее дочь пытается выпытать у матери хоть что-то о ее прошлой жизни – что та видела, живя во дворце, чему научилась, – и всегда получает один ответ: «Терпению».

В 2008 году покинула свой пост еще одна богиня – Преети. Ей тогда было 12 лет. Она помнит, как вручала атрибуты власти четырехлетней Матани – своей преемнице, как расставалась с символизировавшими ее могущество обручем «нага» и короной, которые переходят по наследству от одной богини к другой на протяжении трехсот лет.

Положение богини обязывает и сближает. Преети с новой Кумари Матани, которой она передала свои полномочия.

Среди украшений, в которых Кумари появляется на публике, есть еще золотое ожерелье. Непальские ювелиры, из касты которых выбирают Кумари, делают свое для каждой девочки, но оно не будет ее собственностью. Когда Кумари отправляется домой, реликвию из золота и самоцветов забирают в Национальный музей или в частную коллекцию.

В память о годах, проведенных во дворце, Преети сохранила только огненно-красное платье – подарок непальского народа. Но все это такие мелочи по сравнению с обретенной ею свободой! Теперь она может ходить куда и когда захочет. И танцевать. Ее мечта – выступать на сцене и ездить с гастролями по всему миру. Она еще побаивается выходить на улицу одна.

Четыре года назад Преети жила во дворце, а теперь наслаждается свободой, магазинами и собирается стать профессиональной танцовщицей.

Преети обожает браслеты-банглы, но покупать их ходит вместе с отцом. В сумерках они прогуливаются от лавочки к лавочке. И за исключением того, что девочка слишком крепко держится за папину руку, богиня ничем не отличается от других подростков.

Фотография Driu&tiago/madame figaro/fotolink

Королевство Непал

Непал — единственная страна в мире, где существует культ «живой богини» — кумари. Кумари живет во дворце на площади Дарбар (Дворцовой площади). Это ничем не примечательный с виду деревянный домик с внутренним двором и есть самое главное и интересное здание на площади, и называют его Басантапур (Basantapur).

Басантапур

Внутренний двор

Так зовется дом Живой Девственной Богини Кумари (кумари - неп. «девочка»), на роль которой после многочисленных испытаний выбирают каждые несколько лет маленькую девочку. Когда во дворе собирается достаточная группа, гид хлопает в ладоши три раза. И тогда в центральном окне второго этажа появляется маленькая девочка. Эта очень красивая и нарядно одетая девочка и есть живая Богиня-девственница, воплощающая в себе высшую степень чистоты и невинности. Церемония и традиции почитания Богини-девственницы считается в современном мире самой странной причудой индуизма.

Басантапур: окошко Кумари

Кумари

Стать кумари — большая честь и для самой девочки, и для всей ее семьи. Кумари выбирают по весьма сложным критериям из девочек в возрасте 3-4 лет из касты кшатриев. В бахале — домике на площади Дарбар — девочка проводит практически все свое время. Она покидает свое жилище только ради религиозного праздника Индраятра, в котором ей предписано участвовать. Она остается богиней до тех пор, пока по любой причине не потеряет хотя бы одну каплю крови. После этого Кумари становится обыкновенной девушкой, и специально обученные служители объявляют поиск новой Кумари. В бахале селится преемница, а бывшую богиню отправляют в родительский дом. Жениться на бывших кумари никто не хочет, так как считается, что это принесет мужу раннюю смерть. Существует несколько кумари в разных городах. Кумари в Катманду — Королевская кумари.

Кумари, Катманду, март 2007

Нынешняя Королевская Кумари, Матани Шакья, прошла ординацию в 2008 году в возрасте трёх лет. Кумари — единственная, кто имеет право поставить тилаку (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой поклоняется король. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи (индуистского ритуала), и богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году. Считается, что Кумари — телесное воплощение богини Таледжу - покровительница королевской династии. Как только наступают первые менструации, богиня покидает её тело.

Нынешняя Кумари Матани Шакья

Обычай почитания живой богини Кумари возник достаточно поздно, только в XVII веке, хотя ритуалы, связанные с Кумари (пуджи девочек) существовали значительно раньше. В Индии имеются сведения о таких пуджах, относящиеся к периоду более 2600 лет тому назад, а в Непале, скорее всего, этот обряд появился с VI века. Письменные свидетельства о пуджах (ритуалах) с описанием выбора, украшений и ритуала Кумари относятся к XIII веку.

По одной из легенд, король Джаяпракаш Малла, последний правитель династии Малла, увидел, как красная змея проникла в опочивальню короля, когда он играл с богиней Таледжу. Король обратил внимание на красоту богини и подумал, что она превосходит красоту его жены. Однако богиня прочла его мысли и решила наказать короля. Она постановила, что теперь король сможет её видеть только в облике девочки из низкой касты. После этого король стал искать среди девочек ту, в которую вселился дух богини Таледжу. До сегодняшнего дня существенным при поиске Кумари является сон матери о красной змее. Эту же легенду рассказывают о другом короле Гункам Дев, предке Джаяпракаш Малла.

По другой легенде, король Джаяпракаш Малла имел связь с недозревшей девочкой, в результате чего она умерла. Чувствуя вину и раскаяние, король стал также видеть сны, по которым ему следовало искать снова инкарнации богини Таледжу. Каждый год он должен проводить специальные ритуалы и просить благословления от Кумари.

По третьей легенде, во время правления короля Джаяпракаш Малла девочку выгнали из города, потому что боялись, что в неё вселился дух кровожадной богини Дурги. Королева, узнав про это, заставила короля разыскать девочку и почитать её как инкарнацию богини Дурги.

Как только богиня Таледжу покидает тело Кумари, начинается процесс поиска её новой инкарнации. В чём-то этот процесс похож на поиск новых воплощений Далай-ламы или Панчен-ламы в Тибете. Приглашаются высшие буддийские монахи — ваджрачарья и астрологи. Король и высшие буддийские монахи информируются о ходе поисков. Кумари ищут в рамках определённой касты ювелиров. Перед тем, как допустить девочек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у них ни разу не выступала на теле кровь и в целостности все зубы, и все они соответствующего происхождения. Проверяется всё — здоровье, тело, голос, внешний вид, гороскоп на совместимость с гороскопами королей. Кроме того, будущая богиня подвергается испытанию на бесстрашие: девочку оставляют на ночь в комнате, уставленной изваяниями страшных животных, в которую врываются люди, переодетые в «привидения». Это очень важно, так как в тело Кумари должны вселяться страшные воплощения богинь Дурги и Кали.

После тантрических ритуалов очищения Кумари переносят на белых простынях из храма в дворец Кумари Гхар, где она постоянно обитает. Она может покидать дворец только в связи с особыми ритуалами и церемониями. Члены семьи могут навещать её редко и по формальному поводу. Она не может работать и посещать школу. Она дружит и играет с ограниченным количеством детей из своей касты. Она одевается только в красное, повязывает волосы и носит на лбу «огненный глаз» (agni chakchuu) как символ особой духовной силы.

Поселившись во дворце, Кумари освобождается от повседневных забот, но начинает выполнять особую ритуальную роль. Она должна всем своим поведением соответствовать богине, любые её поступки начинают приобретать мистическое значение, а если она приходит в дурное настроение, это рассматривается как неблагоприятное знамение для тех, кто приходит к ней с просьбами.

Пока дух богини пребывает в Кумари, она не имеет права касаться земли за пределами дворца, а при необходимости перемещаться её несут в золотом паланкине. Её ноги, равно как и все её тело, становится священным, и просители, прикасаясь к её ногам, надеются избавиться от своих трудностей и болезней. Когда король приходит раз в год просить у неё благословения, он целует её ноги. Она никогда не носит обуви, хотя иногда надевает красные чулки.

Верят, что Кумари обладает большой духовной силой, и один её взгляд может изменить судьбу к лучшему. Много людей ждут, пока она не выглянет в окно, надеясь, что она на них взглянет. Даже если она выглядывает на несколько секунд, настроение людей, ждущих во дворе, изменяется, они наполняются радостью и надеждой.

К Кумари ходят также просители, которых она принимает, восседая на троне с золотыми львами. Многие посетители страдают болезнями крови или расстройством менструации и обращаются к ней, потому как считается, что Кумари обладает особой силой лечить эти болезни. Кумари посещают также чиновники и государственные деятели. Просители обычно приносят подарки, которые Кумари принимает в тишине. Потом она позволяет прикоснуться к своим стопам или поцеловать их (в виде посвящения). Во время аудиенций за Кумари пристально наблюдают и по-разному трактуют ее поведение.

Служащие при Кумари (кумарими) во главе с читайдаром должны выполнять все её желания и наставлять её в выполнении ритуала. Трудность этой профессии в том, что они не имеют право давать ей прямые приказания, но должны при этом вести и направлять её. Они несут ответственность за её одежду, купания, украшения, организацию приёма посетителей и другие церемонии.

По традиции, Кумари не получает образования, потому что изначально почитается всезнающей. В последнее время для Кумари ввели персональные уроки с учителем, а после возвращения к светской жизни ей предлагается получить образование. Её учителя, однако, не имеют права требовать от неё что-либо, поэтому они пытаются заинтересовать её изучать предмет.

Её тщательно отобранные друзья по детским играм также должны её почитать. Так как все желания Кумари должны быть исполнены, они должны и во время игр подчиняться её желаниям.

Кумари теряет божественное присутствие неожиданно (обычно при первой менструации, выпадении первого зуба, или болезни, связанной с потерей крови), и становится такой же, как и простые смертные. Как только будет выбрана новая Кумари, старая Кумари проходит через определённые ритуалы и слагает с себя божественный статус. Бывшие Кумари получают от государства пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов США). Это вдвое выше официального прожиточного минимума и в четыре разa выше среднего дохода непальца. Иногда её продолжают называть Кумари, а не по её имени, данном от рождения. Конечно, Кумари испытывают огромные трудности, связанные с возвратом из мистического мира в обычный быт. В народе считают, что тот, кто женится на Кумари, должен умереть через полгода от кровавого кашля. Однако большинство Кумари практически не имели проблем с поиском мужа: все бывшие Кумари, кроме самых последних, вышли замуж.

О Кумари в западном мире ходит много легенд, связанных со всеми этапами жизни богини. Начиная от ее выбора и до жизни после того, когда девочка теряет свой божественный статус. Одна из них – если бывшая Кумари выходит замуж, ее супруг умирает в течение года. Так кто же она, эта загадочная девочка, увидеть которую едут люди со всех уголков планеты?

Непальцы (да и не только они), верят, что божественный дух может вселяться в живого ребенка. В каждом из трех городов, когда-то суверенных государств, долины Катманду - Бхактапуре, Патане и - есть своя Кумари, но в Катманду живет главная, Королевская Кумари. У богини много имен - Дурга, Таледжу или Дайя, все они означают девственность и великое женское начало. Культ Кумари обнаруживает не-разрывную связь буддизма и индуизма. Она - индуистское божество, но выбирают ее из детей буддийского рода Шакья, и поклоняются ей и буддисты, и индуисты.

Когда приходит время выбирать новую Кумари, приглашают всех девочек 3–4 лет из рода Шакья. К нему же принадлежал принц Сиддхартха - тот самый, что жил 2,5 тысячи лет назад, обрел просветление и открыл людям четыре благородные истины - основу буддизма. Королевские жрецы и астрологи определяют будущую богиню по 32 признакам безупречности: здоровье, кожа, зубы, волосы - все должно быть идеальным. Она должна быть спокойной, бесстрашной, не слишком веселой, не слишком грустной — так уже столетия выбирают из многих девочек единственную, достойную поклонения.


После того, как выбор сделан, девочка, которая становится Кумари, покидает свой дом и живет во дворце, где родные могут посещать ее, но не могут остаться на ночь. Ее передают на воспитание семье Махендра с женой и детьми, которые уже несколько поколений воспитывают Кумари. Говорят, дух Кумари вселяется в девочку постепенно, по мере того как над ней проводят обряды посвящения (в том числе принося в жертву домашних животных), особым образом укладывают ей волосы, одевают в ярко-красное платье, покрывают красной пудрой ступни, сажают на трон и надевают на шею ожерелье в виде змей.
Как живет богиня? Кумари просыпается сама, никто не имеет права ее будить. Она спускается в собственную ванную, куда никто не должен заходить, потом старшие сестры расчесывают ее волосы и туго их затягивают, рисуют жирные стрелки под глазами. Потом приходит монах, чтобы сотворить утреннюю пуджу - тот самый ритуал, во время которого он покрывает ступни девочки красной пудрой, делает подношения риса и цветов, читает мантры и совершает мудры - тайные знаки руками.
После завтрака к Кумари приходит учитель, и они занимаются. Весь оставшийся день Кумари посвящает играм и приему посетителей - туристов и паломников. Ей не разрешено выходить из дворца, но у нее есть друзья - в основном дети из временной приемной семьи. К ней приходят ее настоящие братья, сестры и родители. В году есть только тринадцать праздников, когда ее на руках или в паланкине выносят на улицу - богиня не должна ступать по земле.

Никто не может заставить богиню делать то, чего она не хочет, но есть негласное правило. Посетители и туристы часами стоят у дворцы Кумари, чтобы ее увидеть – считается, что это к большой удаче. Посетители оставляют деньги в специальном ящике, поэтому их не стоит разочаровывать. После того как в 2008-м была упразднена монархия и местные коммунисты получили большинство в парламенте, новое правительство урезало содержание Кумари. Маоисты считают Кумари пережитком феодального прошлого, а новому Непалу не нужны символы старого самодержавия. Так что Кумари и ее воспитатели все больше зависят от туристских пожертвований.
Когда двор наполняется туристами, в резном окне третьего этажа появляется, без преувеличения, фантастической красоты ребенок с густо подведенными глазами и абсолютно недетским выражением лица, точно соответствующим описанию: не грустная, не веселая, не испуганная, не надменная. Ей запрещено улыбаться: Кумари не должна растрачивать божественную силу на слова и улыбки, объясняет Махендра. Единственная эмоция, которую можно прочесть на прекрасном спокойном лице, - детское любопытство. Иностранцы могут только стоять внизу, но непальцев Кумари в особых случаях принимает в своих покоях.


Так богиня живет до того времени, пока не становится девушкой – считается, что с появлением первой крови божественный дух покидает ее. Процесс выбора очередной Кумари запускается занова.
Как и когда появилась традиция выбирать девочку-богиню, неизвестно, но историки считают, что, скорее всего, этот культ основал Джайя Пракаш, последний император династии Малла, который пришел к власти в 1736 году и воздвиг дворец Кумари Че на дворцовой площади Дурбар в центре Катманду (тогда Кантипура).

Чего можно ожидать от посещения экзотической малознакомой страны с богатой историей и традициями? Да чего угодно! Казалось, я готов ко всему. Но на деле оказалось не так. К чему-чему, но встретиться с живой богиней даже я оказался не готов.

Ну как "встретиться"... Нас не представили, мы не обменялись рукопожатиями, не выпили на брудершафт... Мы только встретились взглядами... Это был не мимолетный взгляд, мы смотрели друг другу в глаза несколько секунд... еще через несколько секунд богиня забыла о моем существовании, но я этот момент запомнил на всю жизнь.

Дело было в Катманду. Мы вышли в исторический центр города на площадь Дурбан. Это один из объектов, охраняемый ЮНЕСКО, где расположились старые храмы и старый королевский дворец. Сама площадь с древности была рыночной, и современные непальцы как бы поддерживают традицию, только сейчас здесь царствуют торговцы сувенирами. Увлекшись разглядыванием старинной архитектуры и изящной резьбы по дереву, я не сильно обращал внимание на комментарии гида, который был весьма условно "русскоязычный" (учился в свое время в Москве)и понять его было делом мудреным. По-этому, когда он пытался нам рассказывать о многочисленных богах индуистского пантеона, сам признавал, что 90 % информации как правило туристами не воспринимается, к чему он привык и не сильно настаивал, что бы мы подтверждали усвоение его слов. Тут же я заметил, что гид как-то настойчиво ищет от нас понимания, при этом сам был как-то заметно возбужден. Волей-не-волей пришлось вслушаться в его рассказ...

А говорил он нам о живой богине Кумари. . В инете оказалось большое количество информации, даже в русской Вики есть огромная статья, в которой изложено и три версии обожествления Кумари, и процедура избрания живой богини, и даже имена и дальнейшая судьба всех богинь с начала 20-го века. Я перескажу только то, что рассказал нам гид, так будет как-то правильне, по-моему.

Слово "кумари" можно перевести как "девочка", или "девственница". Существую старая легенда, что когда-то очень давно, еще в добуддийское время, король Джаяпракаш Малла (признаюсь, имя короля я естественно не запомнил, более того, я бы его правильно и не улышал, у гида был жуткий акцент, потому сам подсматриваю в Вики:)) вступил в порочную связь с маленькой девочкой пяти-шести лет, в результат чего девочка умерла. За это могущественная богиня Таледжу решила наказать короля. Она стала являться ему во снах в образе маленкькой девочки, требуя раскаяния. С тех пор король каждый год должен был проводить специальные ритуалы и просить благословения от Кумари.

Этой истории более 2500 лет, но ритуал поклонения Кумари то переодически появляся, то предавался забвению, пока последняя династия непальских королей не восстановила эту традицию в 17-м веке. С тех пор специальное жюри отбирает по каким-то критериям, не связанным с внешностью, девочку 3-4 лет, в которую вселяется богиня Таледжу. Эта девочка объявляется живой богиней, только она имеет право поставить тилаку (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи (индуистского ритуала), и богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году. Богиня покидает тело Кумари, как только у девочки случается первая потеря крови. После этого девочка, проведшая почти десятилетие в специальном дворце, который ей позволялось покидать только раз в году, возвращается в обычную жизнь с пенсией от государства около ста долларов в месяц. Сущуствует поверие, что муж бывшей Кумари умирает в течении года после женитьбы, но в последнее время такая традиция перестала работать, и бывшие богини спокойно живут обычной жизью...

Как известно, королевское правление в Непале было прервано несколько лет назад, но традиция почитания Кумари остается очень устойчивой в современном Непале, даже у части населения, исповедующей буддизм. Более того, в Непале сейчас есть три Кумари, в каждой старой столице (Катманду, Бхактапуре и Патане) своя. В Катманду Кумари носит дополнительный титул "королевская". Сейчас каждое утро Живая богиня появляется на балконе своего дворца на несколько секунд и своим взглядом благословляет собравшихся. Считается, что если в тот момент, когда ваши взгляды встретятся, ее о чем-то мысленно попросить, то это обязательно случится...

Почти все это рассказывал нам гид, пока мы медленно шли вдоль рынка с сувенирами. В конце площади виднелся не выделяющийся ни чем трехэтажный красный дом. Оказалось, это был есть Кумари Гхар - дворец Кумари. "Если нам сильно повезет, мы сможем увидеть Кумари сегодня утром" - с такой надеждой мы направились ко дворцу.

Когда гуляешь по незнакомому городу, часто рассуждаешь, а правильно ли делаешь, что город изучаешь самостоятельно, может лучше нанимать гида? Однозначного ответа нет. Но в этом случае я знаю точно, что прошел бы мимо этого здания, даже не заглянув внутрь, даже увидав, как группа людей выходит из ворот

А вот гид немного всполошился. Раз люди выходят, значит Кумари уже выглянула из балкона, всех благословила, а мы... а мы, как обычно, опоздали... И, зайдя во внутренний дворик дворца мы убедились в этом. Внутри не осталось ни одного человека.

Обычно, это удача для туриста. Можно спокойно походить, все рассмотреть, все отснять...

Кроме самой Кумари, конечно

Но тут же штука в другом. Тут надо увидеть ЖИВУЮ БОГИНЮ, а не наслаждаться уединением. Пока я об этом подумал, находчивый гид метнулся в боковую дверку, куда вход иностранцам строго воспрещен (на фото слева)

Через минуту он вышел просто сияя от счастья - он договорился, что Кумари выглянет в окошко специально для нас! Я не знаю, чем больше руководствовался наш гид. То ли реально очень хотел, что бы ее увидали (может рассчитывая на будущие чаевые), то ли сам очень хотел о чем-то попросить Кумари, ведь он признался, что придерживается индуизма. Главное, он это сделал, и через минуту Живая богиня Кумари показалась в среднем окне этого балкона специально для нас!

Нас было трое: я, сын и гид. Она смотрела только на нас. Мне казалось, только на меня. я оказался не готов. Обычно я в таких случаях прошу только здоровья своим родным. Здесь же мысли просто табуном неслись в голове. Я такого в жизни не испытывал. Буря эмоций, а ведь нужно и что-то попросить, она же смотрит, и прямо мне в глаза! Здоровья всем - конечно! А может мира своей стране? Это обязательно! Это сейчас на первом месте. А может еще чего? А потом стоп! Не надо ничего просить. Просто посмотри ей глаза в глаза. Она же богиня, она сама поймет, чего мне больше нужно, и даст, если я того достоин...

Через несколько секунд девочка исчезла внутри своего дворца. Со смешанными чувствами мы вышли на улицу. Там я купил открытку с фото нынешней богини Кумари. Она была именно такой, только взгляд был живой, не много уставший, но не такой официальныйРумгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷