Конспект - занятия «Путешествие в прошлое лампочки. Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки

Программное содержание:

* Закреплять знание детей об электричестве.

* Понимать связь между прошлым и будущим.

* Развивать у детей внимание, логическое мышление.

* Развивать связную речь, обогащать и расширять словарный запас детей.

* Продолжать учить находить нужный предмет на ощупь.

* Закреплять умение рисовать предметы быта, связанные с электричеством.

Материал:

* Иллюстрации с изображением предметов дающих свет.

* Батарейка для часов

* Коробка с набором предметов

* Тонированная бумага, восковые мелки.

* Расческа.

Предварительная работа:

* Рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов;

* Загадывание загадок;

* Чтение стихов;

* Рисование электрической лампочки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое электричество и для чего оно нужно людям.

Ответы детей (Чтобы вечером ходить по улице, чтобы водители видели дорогу и не попадали в аварии, чтобы люди могли, есть, и пить, слушать радио, смотреть телевизор, стирать и гладить белье, сушить феном волосы).

Воспитатель: Правильно, человеку сложно прожить без электричества.

Сегодня утром придя в группу, я увидела, что наши часы перестали ходить, (показывает часы детям). Зачем нам часы?

Ответы детей (Знать время, когда надо завтракать, обедать ходить на занятие, гулять).

Воспитатель: Посмотрите, стрелка стоит на месте и не двигается. Что же с ними случилось?

Ответы детей (сломались, нет батарейки или она села).

Воспитатель: Ребята, где же взять батарейку? (Стук в дверь, появляется батарейка)

Батарейка: Здравствуйте дети! Я батарейка.

А плюс и минус, мои полюса.

Чтоб ваши часы заработали снова.

Скорее поставьте на место меня.

Вам дам электрический ток я друзья.

(Протягивает батарейку воспитателю)

Воспитатель: Вот спасибо вам за помощь. Послушайте, часы тикают, и стрелка снова идет. Что же за силу подарила нам батарейка?

Дети: Электрический ток.

Воспитатель: Давайте посмотрим вокруг себя и найдем в группе предметы, которые связаны с электричеством.

Дети: (Розетки, выключатели, магнитофон, лампы)

Воспитатель: А сейчас посмотрите, что у меня в руках? (Показывает расческу)

Дети: Расческа.

Воспитатель: Я предлагаю провести с ней опыт. Мне для участия в опыте нужны 2 девочки с длинными волосами (называет имена детей, дети с длинными волосами).

ОПЫТ С РАСЧЕСКОЙ

Воспитатель: Вот ведите, наши волосы тоже электризуются.

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

ФИЗМИНУТКА

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

(Дети встают в круг, передают мяч по кругу и проговаривают слава, на ком слова заканчиваются, называет любой предмет, связанный с электричеством)

Дети садятся.

Воспитатель: Вы когда-нибудь были в темной комнате? Как вы думаете, легко ли найти знакомый предмет, когда темно? Предлагаю вам поиграть. Представьте, что вы оказались в темной комнате.

Воспитатель: (Показывает коробку и ставит на стол перед детьми). В коробке спичечный коробок, свечка, игрушки «утюг», «чайник».

Вот это коробка для ваших рук и будет темной комнатой. Там находятся разные предметы. Вы должны на ощупь найти и описать предмет, а мы проверим, хорошо ли вы умеете ориентироваться в темноте.

ИГРА: «НАЙДИ ПРЕДМЕТ В ТЕМНОЙ КОМНАТЕ»

Воспитатель: Ребята, удобно ли искать предметы без света?

Дети: Нет

Воспитатель: Теперь вы знаете, что электричество это очень важно.

Появляется лампочка

Лампочка: Здравствуйте ребята! Я все слышала. Вы просто молодцы!

(тяжело вздыхает).

Воспитатель: Милая лампочка, почему загрустила?

Лампочка: Я скучаю о своих предках огню, лучине, свече, керосиновой лампе

Воспитатель: Не огорчайся, сейчас мы это исправим. Наши ребята расскажут тебе стихи о них, и тебе станет веселее.

Выходят дети с иллюстрациями и читают стихи.

Я огонь, мой дом очаг

Живу в каминах и печах

В старину меня любили

В лес ходили, разводили

Чтоб согреться и поесть

И от зверя уберечься

Что не мог, кого - то съесть.

Я древний огонечек

Дарящий людям свет

Я тонкая лучинка

Березоньке привет.

В светелках я девицам

Подружкою была

Со мною пряли пряжу

Да самого утра.

Основа вся из воска,

Есть фитилек внутри

Горю не очень ярко

Но помогу в пути.

Я людям помогаю

Горю из века в век.

Жилище освещаю

Полезна я для всех.

Керосиновая лампа

Лампа плакала в углу,

За дровами на полу:

Я голодная, я холодная!

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Почему - я не пойму -

Я - моряк, а ты - маяк,

Светишь сквозь туман и мрак.

Твой неугасимый свет

Бережёт меня от бед.

Я - маяк, а ты - моряк,

Ходишь сквозь туман и мрак.

Счастлив я тебе помочь

Путь найти в лихую ночь.

Лампочка: Спасибо вам друзья. Мне очень приятно было слушать ваши стихи.

Воспитатель: Дорогая лампочка, а чтобы ты не скучала и всегда с теплом вспоминала о своих предках, наши ребята нарисуют для тебя их в подарок.

(воспитатель предлагает пройти детям за столы и нарисовать предметы быта, связных с электричеством).

Воспитатель: Вот наши работы и готовы. Расскажите ребята кто что нарисовал. Давайте подарим наши работы лампочке.

Лампочка: Спасибо вам ребята, я очень рада таким подаркам. А на память о себе, я хочу подарить вам разноцветные огоньки (Раздает детям разноцветные леденцы) Прощается и уходит.

Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. Спасибо нашим ребятам и гостям.

Кобец Марина
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №33 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(старший дошкольный возраст )

Воспитатель :

Кобец Марина Николаевна

Санкт-Петербург

Путешествие в прошлое электрической лампочки

(старший дошкольный возраст )

Цель. Подведение детей к выводу, что каждая вещь имеет историю (на примере электрической лампочки ) .

1. Создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электричеством .

2. Добиться уточнения знаний детей об источниках света; обеспечить воспроизведение правил безопасного обращения с электроприборами ;

3. Способствовать развитию психических процессов, развитию познавательного интереса, стремления к исследовательской деятельности.

4. Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.

Оборудование :

Мультимедийная установка с презентацией; фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности» ; лучина, свеча, керосиновая лампа , электрическая лампочка , спички, светильники (или картинки с их изображением)

Технологии.

1. Технология проблемного обучения.

2. Личностно-ориентированные технологии.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Воспитатель :

– Вы любите путешествовать ? Хотите отправиться в интересное путешествие ? Куда? Чтобы узнать это, надо отгадать следующие загадки.

1 Дом - стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк. Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.

2 Висит груша - нельзя скушать.

3 Чудеса на потолке - повисло солнце на шнурке.

4 Висит без дела днём, а ночью освещает дом.

– Молодцы! Ответ один и тот же - электрическая лампочка . Значит, мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки . Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки . Раз, два, три – мы пришли! Что за предметы перед нами?

(Дети перечисляют предметы, представленные на экране. Возникают затруднения)

II. Основная часть.

а) Воспитатель :

–Что общего у всех этих предметов? (Они зажигаются и дают свет) Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет.

–Но сначала скажите, всегда ли была электрическая лампочка ? (Ответы)

–Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры?

б) Верно, они разжигали огонь, и от него становилось светлее.

–А как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице

ночью? (Ответы)

–Почему страшно? (Ответы)

– Что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы)

– Сначала люди использовали факел, это короткая палка с намотанной на неё просмолённой паклей. С факелами ходили по улице, их прикрепляли на стене, и тогда они освещали помещение. Затем люди стали использовать лучину. Что это такое? (Ответы)

– Это самая обыкновенная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы : это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Как вы думаете, такое освещение удобно? (Ответы) Прошли годы , и человек придумал более удобный предмет для освещения - свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала (рассматривается свеча, обращается внимание на то, что внутри неё фитиль из ниток, он и зажигает свечу)

– Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ответы)

– Действительно, ею можно обжечься, от неё может быть пожар, от неё мало света.

– Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы (Показывается лампа , объясняется принцип её действия)

– Удобной ли была керосиновая лампа ? Почему? (Ответы) – Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу , керосин разливался, вспыхивал огонь.

в) Физминутка

Разомнемся немного. Выполняйте движения со мной.

(Педагог произносит слова и показывает движения, дети повторяют)

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

г) Прошло много лет . Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилья. Когда появилось электричество , русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку . Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников : люстры, бра, настольные лампы , торшеры.

д) Просмотр видеофильма «Уроки тетушки Совы. Школа безопасности.»

С электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы , нужно знать правила обращения с ними. Помните : неосторожное обращение приводит к пожарам!

III. Итог. – Что вы узнали сегодня на занятии ? Что вам особенно запомнилось?

Мини-музей «Путешествие в прошлое лампочки»

Воспитатель: Т.Н. Ташова

Цель: развивать представление воспитанников о совершенствовании человеком условий жизни путем преобразования предметов.

Материалы: лучина, свеча, керосиновая лампа, факел, эл. лампочки разной формы, фонарик, светильники настольные, ночные, бра, фотоиллюстрации различных видов осветительных приборов, фотография инженера Александра Ладыгина.

Ход экскурсии:

Сегодня мы поговорим с вами о том, как человек победил ночь. Давным -давно,когда не было нас с вами,ваших пап,мам,дедушек и бабушек, люди жили совсем по-другому. Они вставали с первыми лучами солнца, потом додумались пользоваться лучиной, один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. Лучинами люди пользовались лучиной и в годы войны.

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в прошлое электрической лампочки"»

Мини-музей «Путешествие в прошлое лампочки»

Воспитатель: Т.Н. Ташова

Цель: развивать представление воспитанников о совершенствовании человеком условий жизни путем преобразования предметов.

Задачи:

Познакомить с историей создания осветительных приборов;

Дать представление о том как работают электрические приборы;

Расширить представление воспитанников о многообразии осветительных; приборов;

Развивать творческие, воображение, фантазию, практические умения и навыки (работать с ножницами, бумагой и др. изобразительными материалами) в ходе совместной продуктивной деятельности по подготовке экспонатов для мини-музея.

Материалы: лучина, свеча, керосиновая лампа, факел, эл. лампочки разной формы, фонарик, светильники настольные, ночные, бра, фотоиллюстрации различных видов осветительных приборов, фотография инженера Александра Ладыгина.

Ход экскурсии:

На столе лежат предметы: лучина, свеча, эл. лампочка, светильник, факел, керосиновая лампа.

Назовите предметы, которые находятся на столе. Что общего между ними? (они зажигают, горят, дают свет).

Сегодня мы поговорим с вами о том, как человек победил ночь. Давным –давно,когда не было нас с вами,ваших пап,мам,дедушек и бабушек, люди жили совсем по-другому. Они вставали с первыми лучами солнца, потом додумались пользоваться лучиной, один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. Лучинами люди пользовались лучиной и в годы войны.

Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения свечу. Внутри свечи находится фитиль, сделанный из нити.

Как вы думаете, свечкой удобно пользоваться? (можно обжечься, мало света, может быть пожар).

Люди думали, думали и изобрели керосиновую лампу. Кто видел керосиновую лампу? Кто знает, как она устроена, почему горит?(с такой лампой можно выходить и в дождь и в ветер, но все таки керосиновая лампа не очень удобна).

Прошли годы, и русский инженер Александр Ладыгин создал электрическую лампочку, которая освещает наши квартиры до сих пор.

Детям предлагается пофантазировать и нарисовать красивые светильники и люстры, от которых много яркого света.

Экспонаты для экспозиции музея, подготовленные совместно с родителями воспитанников.







Предлагаю вам конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в прошлое лампочки». Данная работа будет полезной воспитателям старшей группы.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с историей возникновения электрической ; подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.
  • Развивать у детей умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными и опасными предметами.
  • Воспитывать любознательность, отзывчивость, интерес к объектам ближайшего окружения, умение делать умозаключение вследствие опытно-экспериментальной деятельности.

Методические приемы:

  • компьютерное и музыкальное сопровождение,
  • создание проблемных и игровых ситуаций,
  • загадывание загадок,
  • внезапное появление объектов,
  • вопросы к детям,
  • пояснения,
  • педагогическая оценка,
  • экспериментирование,
  • упражнения,
  • элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.

Оборудование:

  • компьютер,
  • магнитофон,
  • драпировочная ткань,
  • березовые поленья,
  • лучины,
  • свечи,
  • керосиновая лампа,
  • колба с керосином,
  • спички,
  • тарелочка для сгоревших спичек,
  • настольные лампы,
  • лампочки,
  • с сюрпризом (подарки для детей: фонарики),
  • костер,
  • подушки

Конспект НОД «Путешествие в прошлое лампочки»

Ход занятия:

Организационный момент:

Приветствие и знакомство с детьми.

Воспитатель с детьми заходят в группу под музыку и настраивает их на занятие.

Ребята, мне очень приятно с вами сегодня познакомиться. Какие у вас всех приветливые и доброжелательные лица. Я надеюсь, что мы с вами подружимся, но для этого нам надо с вами познакомиться. Меня зовут Виктория Викторовна, я воспитатель такого же детского сада, как и ваш, и у меня в группе такие же замечательные ребятишки, как и вы.

А теперь давайте поприветствуем наших гостей.

Воспитатель (звучит продолжение музыки):

Доброе утро! - солнцу и птицам.

Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Давайте, ребята все вместе скажем нашим гостям: «Доброе утро, гости дорогие!».

Дети повторяют за воспитателем, обращаясь к гостям: «Доброе утро, гости дорогие!» (музыка заканчивается)

1. Вводная часть:

Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Я тоже очень-очень люблю путешествовать и предлагаю вам отправиться в увлекательное и интересное путешествие, но оно будет не только интересным и увлекательным, но еще и познавательным.

А хотите узнать, куда мы отправимся?

Ответы детей.

А отправимся мы с вами в страну чудес и превращений. Вы не против?

Ответы детей.

Но как же мы туда попадем?

Предполагаемые ответы детей (на самолете).

Воспитатель: На самолете, мы туда не долетим.

Предполагаемые ответы детей (на поезде).

Воспитатель: На поезде, мы туда не доедем и т.д.

А, я знаю, знаю, в этом нам может помочь Мэри Попинс, она ведь может делать чудеса. Ой, со мной что-то происходит (звучит волшебная музыка, воспитатель вращается вокруг себя, одевая на себя шляпку, берет в руку зонтик, поворачивается к детям. Удивленно осматривает себя и говорит).

Что со мной произошло? Ребята, вы видите, я превратилась в Мэри Поппинс и в руках у меня волшебный зонтик. И под этим волшебным зонтиком мы сейчас с вами отправимся в путешествие (раскрывает зонтик и приглашает детей к себе). Подходите скорее ко мне, под зонтик.

(Дети подходят под зонтик. Мэри Поппинс (воспитатель) делает несколько вращений зонтом под волшебную музыку, и они попадают в волшебную страну, т.е. останавливаются в групповой комнате, приготовленной к занятию).

Посмотрите, ребята, как здесь интересно, что это за место такое волшебное и свечение какое-то необыкновенно - сказочное? (дети рассматривают).

2. Основная часть

Включается экран, детей приветствует Лунтик и обращается к детям.

Лунтик: Здравствуйте, ребята. Надеюсь, вы меня узнали?

Ответы детей. (Это Лунтик)

Лунтик: Почему вы такие растерянные? Мне кажется, вы хотите узнать, куда же вы попали и что это за свет такой сказочный? Но для этого отгадайте загадку:

(Лунтик загадывает загадку)

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Предполагаемый ответ детей (лампочка).

Лунтик: Молодцы. Вы правильно отгадали. Это лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?

Предполааемые ответы детей: Нет!

Воспитатель: Нет, Лунтик, не всегда!

Лунтик: Ребята, а вам интересно узнать, как люди освещали свои жилища, улицы до появления лампочки?

Ответы детей. (Да, интересно!)

Лунтик: Поэтому мы сейчас отправимся в прошлое электрической лампочки.

Воспитатель: Правильно! Но сначала закройте глаза, а я взмахну своим волшебным зонтиком и мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут нам о прошлом лампочки.

(дети закрывают глаза, Мэри Поппинс взмахивает зонтиком и произносит волшебные слова)

Воспитатель:

Кто не верит. Пусть поверит.

Рада гостю я всегда,

Открывая в страну двери.

Приглашаю всех туда.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались около костра (слайд «горящий» костер, музыка «Треск костра»). Присаживайтесь вокруг него.

Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь. А для чего они разводили огонь, как вы думаете?

Предполагаемые ответы детей. (На нем готовили пищу, от костра в пещере становилось светлее, теплее).

Лунтик: Молодцы, ребята! Правильно вы сказали, посмотрите теперь, как это было (показ слайдов).

Психогимнастика:

Воспитатель: Ребята, а давайте мы погреемся возле нашего костра. (Включается музыка) Наш костер разгорелся и язычки пламени жгут нам руки. А теперь нам стало прохладно, как же стало холодно. (Соответствующие движения) Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем, давайте подуем на него, только не сверху, аа снизу мы раздуваем наш костер. Для этого мы наберем много воздуха в легкие и подуем все вместе. (Дыхательная гимнастика) Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло. (Пальчиковая гимнастика). Ребята, вы нагрелись? (в заключение гимнастики потирают ладошки) А теперь давайте пойдем дальше.

Как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью без освещения?

Ответы детей.

А почему?

Предполагаемые ответы детей: (ничего не видно, темно).

Правильно, ребята! Ничего не видно, темно. Поэтому люди придумали факелы. А вы знаете, что такое факел?

Предполагаемые ответы детей. (Звучит позывной)

Воспитатель: Ой, ребята, нам Лунтик опять хочет что-то сказать.

Лунтик: Я хочу вам показать, что такое факел (слайды). Факел - это палка, на которую намотана тряпка, пропитанная специальным раствором, которую поджигают и получается факел, который не гаснет даже в дождь.

Воспитатель: А еще, факел не только освещает, но им еще зажигают олимпийский огонь (слайды).

Затем люди придумали лучину. Что это такое? Как вы думаете?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Это просто щепка, заостренная на конце. Раз это щепка, то сделана она из чего?

Предполагаемые ответы детей.

Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Вот из таких березовых полен. Возьмите в руки. Посмотрите, понюхайте. Чем пахнет?

Предполагаемые ответы детей (деревом)

Возьмите и посмотрите лучину. Что вы можете о ней сказать?

Предполагаемые ответы детей.

А вы хотите посмотреть, как она горит? (Слайд) Я бы с удовольствием вам ее зажгла, но, соблюдая меры пожарной безопасности, зажечь здесь ее мы не можем, так как у нас сработает пожарная сигнализация и придут пожарные. И поэтому я предлагаю вам посмотреть, как горит лучина, на слайде. Обратите внимание, один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила, не упала. А если она упадет? Что произойдет? (комментирует во время эксперимента)

Предполагаемые ответы детей (возникнет пожар)

Воспитатель: Правильно! Запомните, с огнем нужно обращаться очень осторожно!

Посмотрите от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Вы чувствуете запах? Какой?

Предполагаемые ответы детей (сгоревшей щепки, запах костра)

Это было не очень удобно, и люди придумали свечу. Подойдите все сюда, возьмите в руки свечи, посмотрите и скажите, из чего их делали?

Предполагаемые ответы детей.

Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Давайте посмотрим, как она устроена?

Предполагаемые ответы детей (внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток)

А теперь поставьте их на стол и посмотрим, как горит .

Воспитатель зажигает свечу, показывает, как горит (во время эксперимента комментирует)

Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, подумать о чем-то приятном. Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг столика на подушки).

Релаксация (звучит музыка)

Воспитатель: Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается)

Воспитатель: Ребята, а что будет, если подует ветер?

Предполагаемые ответы детей (свеча потухнет)

Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечи. (Дыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут)

Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи?

Ответы детей (можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света).

Правильно, люди думали, думали и изобрели керосиновую лампу. Кто видел керосиновую лампу?

Ответы детей.

Вот потому мы сейчас подойдем к следующему нашему объекту и посмотрим, что такое керосиновая лампа? (подходят и обращают внимание на керосиновую лампу)

Вот это керосиновая лампа. Посмотрите, как она выглядит. А для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Посмотрите, вот это керосин, (показывает керосин в колбе) это химическая жидкость и поэтому мы его не будет открывать. Но для того, чтобы вы могли ощутить его запах, я предлагаю вам заглянуть в волшебную коробочку (воспитатель проходит около детей с коробкой, в которой находится смоченный в керосине тампон. Дети определяют запах). Вот так пахнет керосин.

А теперь посмотрим, как с его помощью горит лампа. (Включает лампу и объясняет принцип ее действия): керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, керосин у меня уже залит, а в горелке находится фитиль, его мы сейчас поджигаем, вставляем ламповое стекло и регулируем свет регулятором.

А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло?

Предполагаемые ответы детей (для защиты пламени от ветра)

Ну что, ребята? Керосиновая лампа удобнее, чем свеча?

Ответы детей

Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему же?

Предполагаемые ответы детей (заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место)

И костер, и факелы, и лучина, свеча и керосиновая лампа не удовлетворяли потребности человека. И что же произошло потом? Присаживайтесь на стульчики. Я вам сейчас расскажу. (Дети садятся на стульчики)

Прошло много лет. (Слайд) И однажды на фонарных столбах вдоль улицы вспыхнул свет, который ослепил всех прохожих, появилась электрическая лампочка (показывает лампочку)

Давайте посмотрим, из чего она сделана? (из стекла) Правильно, из стекла. Любое стекло может расколоться от удара. Нажима, падения, поэтому к лампочке нужно относиться бережно и аккуратно.

А теперь, давайте выясним, как она работает?

Предполагаемые ответы детей.

Сейчас я беру лампочки, вкручиваю их в настольную лампу, в . Готово! А теперь я предлагаю (вызывает кого-то из детей) подойти и включить лампы (одна загорается, а другая - нет).

Предполагаемые ответы детей (Одна лампа подключена к электричеству, а другая - нет).

А теперь я предлагаю (вызывает ребенка) для следующего опыта. Преподнести ладошку к включенной лампочке, другую - к выключенной лампочке, но, не касаясь их. Что ты чувствуешь?

Ответ ребенка (заженная лампочка излучает тепло, выключенная - никаких ощущений)

Ты так думаешь. А как думает у нас (вызывает ребенка)? Что ты чувствуешь?

Ответ ребенка (зажженная лампочка излучает тепло, выключенная - никаких ощущений)

И Саша, и Даша, чувствовали одно и то же, поэтому никогда не прикасайтесь к зажженной электрической лампочке, чтобы не обжечься.

Ну вот, теперь в наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах — бра, на столах стоят настольные лампы, разноцветные гирлянды, светящиеся вывески, по вечерам освещаются улицы. Это так удобно. (Слайд)

2. Заключительная часть

Лунтик: Ну вот, ребята, вы и узнали о возникновении электрической лампочки. А я приготовил вам сюрприз!

Воспитатель: Сюрприз?! Как здорово! А может быть вот это сюрприз? (указывает на коробку с надписью «СЮРПРИЗ!»)

Лунтик: Да, да, это и есть мой сюрприз!

Воспитатель (достает из коробки фонарики): Ребята, посмотрите, да здесь электрически фонарики для каждого из вас. Давайте все вместе скажем Лунтику «СПАСИБО!»

Дети (обращаясь к Лунтику): СПАСИБО!

ИТОГ занятия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?

Ответы детей.

Вам было интересно?

Ответы детей

Что больше всего запомнилось? (индивидуально спрашивает детей).

Предполагаемые вопросы: «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям?»

Да, ребята, я очень надеюсь, что вы расскажете всем о том, что нового сегодня узнали.

А мне тоже очень-очень понравилось сегодня с вами работать. Я рада, что с вами познакомилась! А можно я к вам еще приду? Ну, что же, а теперь зажигайте свои фонарики и пусть каждый ваш лучик освещает вам дорогу домой. До свидания! До новых встреч! (воспитатель машет рукой провожая детей)

Лунтик: До свиданья, ребята! (Стоп-кадр).

Вы можете использовать этот конспект НОД «Путешествие в прошлое лампочки» в своей педагогической практике.

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже:

Валентина Соловьева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Путешествие в прошлое лампочки»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ , ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, КОММУНИКАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ЦЕЛЬ : Познакомить с историей электрической лампочки .

ЗАДАЧИ :

обучающая - расширять представление детей о целостной картине мира, познакомить с историей возникновения электрической лампочки , обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.

развивающая - развивать интерес к прошлому этого предмета , связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; творчество, фантазию;

воспитывающая - воспитывать познавательную детскую активность , любознательность .

МАТЕРИАЛ : свеча, лучина, керосиновая лампа , электрическая лампочка , спички, различные светильники и иллюстрации с изображением пещеры, костра, факела, лучины, свечи, керосиновой лампочки , электрической лампочки , различных светильников; альбомные листы, карандаши, фломастеры, презентация на тему «В прошлое лампочки » .

Ход НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель : «Ребята, что вы делаете, войдя в темную комнату? (Ответы детей) . Ну, конечно же, включаете свет! Сделать это проще простого : достаточно просто щелкнуть выключателем - и …загадывает загадки :

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

ярким пламенем зажжется.

Висит она без дела днем,

А ночью освещает дом.

Молодцы! Вы правильно отгадали загадки, это электрическая лампочка . Сейчас мы с вами отправимся в путешествие , в прошлое электрической лампочки . А чтобы не простудиться в путешествии , нужно сделать массаж ушных раковин :

«Подходи ко мне дружок, становись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди и скорее покажи.

Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.

Ушко тянем в низ, ты смотри не отвались.

А потом, потом, потом, покрутили «козелком» .

Ушко, кажется, замерзло, отогреть его как можно?

Вот так, вот так! 1, 2, 1, 2 вот и кончилась игра».

А сейчас закройте глаза, я произнесу волшебные слова, и мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки . 1, 2, 3 – мы пришли! (Воспитатель снимает салфетку со стола) Что за предметы на столе?»

Дети перечисляют предметы, стоящие на столе свеча, керосиновая лампочка , спички, электрическая лампочка и называют предметы , изображенные на иллюстрациях костер, светильники и так далее.

Воспитатель : «Что общего у этих предметов?»

Дети : «Они зажигаются и дают свет» .

Воспитатель : «Сейчас мы поговорим о том, как человек придумал свет.

Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь (костер, на котором готовили пищу и у которого грелись. От костра в пещере становилось светло и тепло. А как вы думаете, человеку трудно было ходить ночь? Почему?»

Дети : «Ничего не видно, темно» .

Воспитатель : «Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы детей) . Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел. В давние времена с факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения. Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? (Ответы детей) . Мне кажется, что нет! Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна : ведь может случиться пожар!

Затем люди придумали лучину. Что это такое? (Ответы детей) . Это обыкновенная деревянная щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, так как она лучше горит. Один конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку, светец. Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"? (Ответы детей) . Ну, конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой : ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Но пожары все равно случались, да и света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую. Словом, не очень-то было удобно! Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их использовали в землянках».

Воспитатель зажигает лучину; дети наблюдают, как она горит. Он обращает внимание на то, что от нее мало света, она быстро сгорает и коптит.

Воспитатель : «Как вы думаете, при свете такой лучины хорошо видно? Надолго ли хватит лучины?» (Ответы детей) .

Воспитатель : «Прошли годы , и человек придумал свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Вы все видели свечу? Как она устроена? Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток».

Затем воспитатель зажигает свечу, спрашивает : «Как вы думаете, чем неудобна свеча?»

Дети : «Ею можно обжечься, из-за нее может начаться пожар, она коптит, дает мало света».

Воспитатель : «Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и придумали керосиновые лампы , которые заправляли керосином, полученного из нефти. Такие лампы ставили на стол , вещали на стены. Сверху на такую лампу надевали стекло . Она горела гораздо ярче и дольше чем лучина или свеча, а, кроме того, была более безопасной». Объясняет принцип ее действия.

Воспитатель : «Кто видел керосиновую лампу ? Она удобнее, чем свеча? (Ответы детей) . Да, с такой лампой можно выходить на улицу и в дождь, и в ветер».

Проводится физкультурная минутка.

Воспитатель : «Прошло много лет , но человек продолжал искать новые способы удобного освещения своего жилища. Так русский инженер Александр Ладынин создал электрическую лампочку , которая горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами . Электрическая лампочка и сейчас в темные вечера и ночи освещает наши дома и квартиры. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и. загорится электрическая лампочка , свет!

Долго может гореть такая лампочка ? Она удобнее, чем керосиновая? Чем? В настоящее время в домах много разных красивых светильников : на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы и т . д.».

Воспитатель : «Теперь вы убедились, как неудобно жить без света. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет, по вечерам освещаются фонарями улицы. Это так удобно. Но с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните : неосторожное обращение приводит к пожарам!

А теперь давайте немного пофантазируем и нарисуем красивые светильники и люстры, от которых много яркого света».

Дети рисуют, а затем рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями.