Из чего и как куют мечи. Деревянные мечи и щиты для тренировок

Несмотря на то что в современном мире повсеместно используется оружие огнестрельное, холодное все же используют - в кортиков и штыковых ножей. На этом официальное боевое применение холодного оружия заканчивается. и кинжалы стали частью исторических и национальных костюмов. Ролевики и реконструкторы с упоением сражаются, используя в своих боях деревянные мечи, пластиковые, из автомобильной стали и других материалов.

Почти в каждой школе рукопашного боя можно встретить направление по бою на палках и учебных мечах. Потому что фехтование развивает баланс тела, ориентацию, скорость движения и гибкость мышц. Человек, умеющий фехтовать стальным мечом, с легкостью сможет сделать то же самое с любой палкой.

Какие виды мечей бывают

Существует несколько видов мечей. Самые простые и легкие в изготовлении - это прямой, полуторный и двуручный. Они различаются по весу, типу боя с ними.

Прямой или славянский - самый маленький и удобный для обращения с ним одной рукой. Во вторую руку обычно берут щит или еще один такой же меч. Рукоять такого орудия рассчитана на одну кисть. Чтобы подобрать размер, возьмите заготовку в руку - кончик лезвия должен касаться земли.

Полуторный является промежуточным мечом между прямым и двуручным. Бой с таким ведется либо двумя руками, либо одной и маленьким щитом, чтобы всегда можно было помочь второй руке. В школах рукопашного боя этот вид меча очень распространен, так как позволяет развить верхний плечевой пояс, укрепить суставы.

Самый тяжелый и длинный, если опереть его на землю, рукоять должна доставать до подбородка. Управляться с таким возможно только двумя руками. В тренировках хорош для развития мышц.

Все мечи, так или иначе, развивают координацию движения, особенно если бой идет против нескольких противников.

Изготовление деревянного меча: какой материал выбрать?

Деревянный меч можно изготовить из материала разных типов. Некоторые советуют брать сухостой или части досок из березы, орешника, дуба, осины. Это подойдет, если вам нужны деревянные мечи для тренировок, чтобы не жалко было поломать. Если вы готовитесь к ролевой игре и желаете иметь впечатляющий, прочный меч, с которым и покрасоваться можно, то стоит подобрать свежее молодое дерево. Толщина зависит от типа меча. Можно взять и дерево толще, но тогда нужно выбрать сердцевину как самую прочную часть.

Внимательно отнеситесь к выбору материала, деревянные мечи с сучками, гнилью и древесными жучками долго не живут. Выбранную заготовку сначала необходимо вымочить до полного насыщения влагой, а потом очень медленно сушить, чтобы не дерево дало трещину. При соблюдении технологии сушки дерева вы получите очень прочный и легкий меч.

Меч в домашних условиях: как сделать?

Деревянный меч, несмотря на поддатливость материала, потребует терпения и навыка работы со С заготовки снимите рубанком кору, убирая попутно неровности и делая ствол прямее. Обстрогайте ствол с обеих сторон, чтобы лезвие получилось от 3 см до 0,5 см. Затачивать дерево не имеет смысла, учитывая прочность материала. Все острые грани надо убрать, лезвие сделать овальным. Не стоит делать рукоять круглой, иначе во время боя меч будет прокручиваться в руке, лучше выбрать в качестве формы прямоугольник со скругленными краями. Между лезвием и рукоятью выточите место для гарды. Гарду можно сделать из дерева, металла или капрона. Делаем две одинаковые симметричные части и крепим с помощью изоленты.

Рукоять обматывают тоже изолентой либо мокрой кожей. Баланс у меча должен быть на расстоянии одной-двух ладоней от гарды к лезвию, если при изготовлении меча этот пункт соблюсти не удалось, то при обмотке рукояти под обмотку можно спрятать свинцовые вставки. Само дерево стоит укрепить пропитывающими составами, наподобие эпоксидной смолы. Ваше оружие прослужит вам дольше и не будет бояться влаги. Деревянные мечи тоже можно сделать красивыми. Поэтому на последнем этапе осталось лишь украсить меч по вашему вкусу.

Вы все еще думаете, как сделать деревянный меч? Это несложное изделие. Но для набивки навыка можно начать с ножа или кораблика.

скандинавского типа

Круглые щиты называют скандинавскими, хотя в славянских дружинах их использовали повсеместно, так как круглые щиты легко изготовить. Их диаметр обычно был от 65 до 90 см. Скандинавы изготавливали их из ясеня, дуба, клена. Особенно ценились сделанные из липы - за свой малый вес. Толщина таких щитов была от 6 до 12 мм. Доски оковывались стальными пластинами, а сами раскрашивались в различные цвета и украшались. Порой готовое и украшенное изделие становилось дорогим подарком.

Изготовление деревянного щита

Исходя из предпочтений скандинавов и современных материалов, самое простое - это изготовить щит из фанеры толщиной в 6 мм. По разметке выпиливаете круг нужного вам диаметра. В центре вырезаете отверстие для кулака. С помощью ножа по дереву или краски можно сымитировать доски. Для долговечности и лучшего вида покройте щит морилкой.

В зависимости от размеров вашей руки изготовьте умбон из металла, для закрытия отверстия. Ручка щита крепится к двум планкам, которые крепятся на весь диаметр изделия. Рукоять делают из дуба, березы или ясеня. Крепят с помощью гвоздей, а торчащие части удаляют кусачками и расклепывают.

На следующем этапе производится оклейка щита кожей или мешковиной на клей. После этого монтируется умбон. Оковка щита производится либо металлом, либо кожей. Металл толщиной от 1 до 1,5 мм, а кожа при оковке должна быть толще, от 5 мм.

Для удобства ношения необходимо сделать кожаную лямку. Такое дополнение позволит носить щит на плече либо закинуть на спину через голову.

Заключительный этап - украшение - остается на ваше усмотрение. На щите зачастую изображали герб, знак отряда либо просто рисунок, направленный на устрашение противника.

Тренировка с деревянным мечом

В школах рукопашного боя на занятиях часто устраивают тренировки по бою на мечах. Это отлично развивает координацию, реакцию, чувство расстояния. А болезненность ударов позволяет поверить в реальность боя. Деревянные мечи и щиты - отличное оружие для таких тренировок. Есть отдельные школы по бою на мечах, где используют тяжелую защиту, и бой больше похож на шоу. Но в таких тренировках есть минус: боец, привыкая к прочным доспехам, начинает подставляться под удар, и в случае уличного боя на палках это приводит к травме.

Но попробуйте убрать защиту, каждый удар оставляет синяки. Через несколько занятий ученики начинают уворачиваться от ударов. Сражаясь с более сильным противником, учатся не принимать удар жестко, а перенаправлять его. В бою с несколькими противниками развивают координацию, скорость движения, мышления и интуицию. Такие навыки пригодятся и в реальной жизни, а не только на ринге.

Деревянный меч дешевле и проще в изготовлении, поэтому его используют для тренировок. С его помощью можно отработать большинство движений, но при переходе на другие материалы многому приходится учиться заново, так как сильно меняется вес. Некоторые тренеры используют очень тяжелые и неуклюжие деревянные мечи, чтобы ученики развили мышцы, а движения отрабатывают уже на металле.

Дополнительная защита

Рассматривая фото деревянных мечей и изготавливая свой, не забывайте и о защите. В запале тренировочного боя легко потерять самообладание и начать бить в полную силу. Чтобы избежать переломов, стоит применить дополнительную защиту рук, ног и головы. Первая защита - это собственный меч, потом - гарда меча. В зоне риска находятся пальцы рук, запястья, предплечья. В боях массовых в зону риска попадает все остальное. Поэтому рекомендуется кисти защитить перчатками, запястья и предплечья - нарукавниками. Корпус закрыть плотной кожаной курткой или стеганкой. На голову стоит одеть плотную вязаную шапочку, в случае пропуска она смягчит и распределит удар. Для защиты зубов не забывайте про капу. Ноги от ступни и до колена стоит прикрыть высокими сапогами либо ботинками с наколенниками.

Реконструкторы

В нашем мире популярно движение ролевиков и реконструкторов. Одни используют для своих игр сюжет из фэнтезийных книг, другие реконструируют сражения из нашей истории. Если у первых можно отделаться не слишком активной ролью и не участвовать в массовых сражениях, то у вторых лучше иметь навык фехтования, хорошую физическую подготовку и сноровку, а также уметь биться в строю.

Всегда проще купить меч в специальной мастерской, среди ролевиков найти такую нетрудно, но если вы решили изготовить деревянный меч своими руками, то запаситесь терпением.

Когда-то хороший меч или кинжал был не только предметом, обозначающим статус владельца. От качества клинка часто зависела жизнь его обладателя. Нынче холодное оружие выполняет скорее декоративную функцию, но знать, как сделать клинок, хотят многие.

Меч, изготовленный своими руками может стать отличным украшением интерьера и гордостью его владельца.

Простой способ изготовления меча дома

Чтобы сделать клинок в домашних условиях, потребуются такие инструменты и материалы:

  • сталь листовая толщиной около 5 мм;
  • болгарка;
  • дрель;
  • электрический наждак.

Контур шаблона обводится маркером на поковке и вырезается на обдирочном круге.

Работа начинается с эскиза будущего меча на бумаге. После этого контуры клинка переносятся на металл с учетом припусков на обработку.

  1. По нанесенному контуру дрелью сверлят отверстия в углах, если форма меча достаточно сложная. Это облегчит выпиливание контура болгаркой. Делают отверстия для крепления рукояти.
  2. Вырезать заготовку по контуру на металле. При отсутствии болгарки эту операцию можно выполнить с помощью зубила и молотка.
  3. Дальнейшая обработка проводится на наждаке или напильником: следует убрать лишний металл, придавая изделию форму меча, утолщенного к центру и тонкого на режущих кромках. Рельеф на клинке в виде дол или других деталей выполняют этими же инструментами.
  4. Клинок закаляют и отпускают. Процесс описан ниже, в более сложном способе изготовления оружия своими руками.

Вернуться к оглавлению

Как ковать клинок своими руками?

Для получения нужной толщины, выровнять плоскость клинка, двигая его взад-вперед по кругу.

Ковка подразумевает формирование металлического изделия путем нанесения ударов по раскаленному материалу, который из-за воздействия высокой температуры становится пластичным и мягким. Чтобы сделать меч способом ковки, потребуются:

  • сталь низкоуглеродистая (пруток или полоса);
  • молоток;
  • наковальня и горн.

Если ковать начинают из прутка, то первым шагом будет проковывание его в квадрат или прямоугольник по всей длине. Затем из этой заготовки разгоняют полосу, толщина которой соответствует толщине задуманного изделия плюс излишки, которые будут удалены в процессе дальнейшей обработки.

Нужно стараться не охлаждать металл слишком сильно, так как неизбежное изгибание его при ковке лучше выправлять перед следующим разогревом заготовки.

Припуск вдоль обуха стачивается вместе с завалами и выравнивается о боковую поверхность круга.

От конца полосы отступают расстояние, которое будет немного меньше требуемой длины рукоятки, учитывая, что при утончении этой части она удлинится. Разогревают заготовку до красного света металла и производят перебивку хвостовика. Для этого на нужном расстоянии на кромке наковальни или на подкладном инструменте острым концом молотка формируют «ступеньку» — плечи тела клинка. Более тонкая часть и называется хвостовиком. Хвостовик оттянуть на конус.

Телу клинка придают нужный контур. Спуски от середины к кромкам можно сформировать на наждаке или выковать, нанося удары под строго определенным углом от краев к центру полосы. Сохранять постоянное положение молота при ковке поможет прижатый к туловищу локоть ковщика. Так удары будут наноситься строго вертикально, а наклон бойка к плоскости наковальни контролируют, фиксируя кисть в определенном положении. Долы на клинке традиционно выковывают, применяя шаблон.

Частицы окалины, оставаясь на металле, делают его поверхность неровной, покрытой вмятинами разной глубины. Для удаления окалины в процессе ковки молоток и наковальню периодически смачивают водой.

Низ клинка сатинируется по всей длине, затем обрабатывается поперечная линия пяты.

После окончательной отделки клинка его отжигают для устранения внутренних напряжений: нагревают до красного цвета и оставляют остывать в горне. Затем приступают к закалке:

  1. Клинок нагревают до едва заметного красного свечения максимально равномерно и медленно. Поток воздуха от дутья не должен попадать на изделие. При закалочной температуре его выдерживают некоторое время, которое вычисляют по коэффициенту 0,2 от времени на нагрев.
  2. Для быстрого охлаждения разогретого клинка нужен большой объем холодной воды. В емкость его погружают вертикально или под углом полностью.
  3. Участок клинка зачищают до блеска и клинок снова помещают в горн для отпуска после закалки. Нагрев проводят до тех пор, пока зачищенный участок не приобретет золотистый цвет. Меч охлаждают на воздухе.

Возможно, средневековый меч уже давно стал частью истории и ему не под силу соперничать с современными видами оружия, но это вовсе не означает, что о нем надо навсегда позабыть. Упражняясь в фехтовании, человек учится владеть своим телом, его руки становятся сильнее, а движения обретают точность. Узнав, как сделать меч самостоятельно, можно будет на практике оценить все его преимущества.

Определение оптимальных размеров и частей

Пытаться изготовить оружие, пусть даже и деревянное, ничего о нем не зная - верх легкомыслия. Простейший прямой славянский меч состоит из двух частей - эфеса и клинка. Составными частями эфеса являются навершие, рукоять и гарда, а у клинка есть лезвие и острие.

При изготовлении деревянной копии меча можно не учитывать всех нюансов, которые были известны истинным мастерам булатных дел прошлых лет, но кое-что знать необходимо, чтобы сделать орудие максимально удобным.

Перед тем как сделать деревянный меч, следует разобраться, какая рука является ведущей и это необязательно та, которой человек пишет или режет.

Можно сделать небольшой тест:

  1. Взять в правую руку палку, по длине совпадающую с длиной предплечья.
  2. Переложить ее в левую руку.
  3. В какой держать удобнее, та и является ведущей.

После определения ведущей руки следует взять палку примерно так, как будет держаться меч и свободно опустить ее вдоль тела. Затем перехватить палку так, чтобы ее кончик касался земли: расстояние от конца палки до руки - это оптимальная длина клинка плюс толщина гарды.

Исходя из этих значений вычисляются все остальные размеры. Например, если при замерах получилось значение 102,5 см, а гарду вы собираетесь сделать толщиной в 2,5 см, то длина клинка равна 1 м, длина рукояти принимается как 1/10 от длины клинка (то есть 10 см). Небольшая неточность в размерах значения не имеет.

Важные моменты

Длина клинка и рукояти - важные, но не единственные параметры. Перед тем как приступить к изготовлению меча, предстоит выяснить, какими будут у будущего оружия следующие параметры:

Подготовка и самостоятельное изготовление

Для изготовления используется любая прочная древесина (наилучший вариант - орешник, береза, дуб) без сучков и гнили. Подходящую по размерам заготовку рекомендуется вымочить в течение нескольких дней, а затем медленно просушить, чтобы дерево не растрескалось. При таком способе обработки древесины, изделие будет прочным и легким.

Желательно подобрать древесину средней плотности, простую в обработке. Выпиливание меча должно выполняться строго вдоль волокон, в противном случае он мгновенно сломается.

Приступая к работе по изготовлению деревянного меча своими руками, необходимо запастись подходящим бруском древесины с сечением 5х10 см.

Потребуются следующие инструменты и предметы:

  • ручная пила или другой инструмент, предназначенный для работы с древесиной;
  • карандаш;
  • острый нож;
  • линейка и сантиметровая лента;
  • наждачная бумага.

Работа по изготовлению простейшего деревянного меча собственными руками разбивается на несколько этапов:

Если есть более сложные инструменты и опыт работы с деревом, можно попытаться сделать меч по другой технологии. Он будет состоять из отдельно выточенных клинка с рукояткой и гарды, и больше походить на настоящий. Для изготовления клинка и рукояти используется брусок нужной длины, имеющий сечение 2,5 х 4,5.

Этапы работы, как сделать меч из дерева, следующие:

Для предотвращения скольжения рукоять иногда обматывают изолентой, скотчем, тканью либо делают на ней насечки.

Несколько слов о балансировке

Иногда оружие, имеющее идеальную форму, на поверку оказывается неудобным, а при попытке поработать с ним рука моментально устает. Возможно, виноват слишком большой вес, но самой распространенной причиной является нарушенная балансировка, то есть смещение центра тяжести.

Считается, что в идеале он должен находиться на клинке, ниже гарды на 7−15 см. Точное местоположение зависит от анатомических особенностей хозяина меча, в частности, от величины его ладоней. Если центр тяжести смещен в сторону острия, то удар клинка обретает большую силу, но управлять оружием становится трудно. При смещении в сторону рукояти, уменьшается сила и точность удара.

При необходимости следует внести коррективы, выполнив следующие действия:

  1. Отметить примерное место, где должен находиться центр тяжести.
  2. Найти настоящий центр тяжести (точку равновесия), положив меч на вытянутый палец под прямым углом.

В зависимости от взаимного расположения этих двух точек выполнить корректировку, для чего:

  • Уменьшить вес клинка, сняв слой древесины. Центр тяжести при этом переместится в сторону рукояти. Но важно учитывать, что слишком тонкий клинок может быстро поломаться.
  • Уменьшить вес рукояти аналогичным способом, чтобы сместить центр тяжести ближе к острию. Но не забывать, что слишком тонкая рукоять будет неудобна.
  • Увеличить вес рукояти, используя утяжелители (свинцовые накладки) и сместить центр тяжести ближе к гарде. Последний способ коррекции по причине его простоты и возможности внесения изменений используется наиболее часто.

Пластины нужно будет наложить на рукоять и зафиксировать изолентой или скотчем.

Откорректировав вес, необходимо еще раз опробовать меч, проверяя его удобство для руки, силу и точность удара. При необходимости выполнить все действия повторно.

Возможно, когда простой вариант меча будет освоен, возникнет желание сделать своими руками оружие более сложной формы.

В этой статье я попытался показать, как сделать новую деревянную обкладку черенка рукояти, и обложить её кожей и для надежности обмотать нитью. Для удобства в дальнейшем эту деревянную обкладку будем назвать просто ручкой. О том из чего состоит рукоять меча написано в статье Анатомия меча, шпаги, сабли .

Этот проект состоит из двух частей. Часть I имеет дело с добавлением новых деревянных деталей, а в часть II имеет дело с обертыванием черенка рукояти кожей.

Часть I данного проекта занимается рукоятью меча типа XIV по Оакешотту. Меч пришел с крестовиной, которая была был немного неровной, так что я решил исправить её и в то же время настроить черенок-ухват по своей руке. Картинка ниже показывает, рукоять на мече, и вы можете видеть, что крестовина была установлена не правильно, не много в стороне от дола. Также меня не устаивало то что крестовина довольно обычная, и немного мала как на мой вкус.

Черен не выглядит слишком плохо, но мне этого мало, и я хочу уничтожить её чтобы исправить меч. Чтобы изменить эту рукоять так как я хочу – мне нужно будет на удалить кожу и деревянный сердечник и начать сначала.

Разборка рукояти меча


Я снял кожу, а затем расколол древесину и выбросил её прочь. Деревяшка была клееной из нескольких частей, но держалась крепко. Можно было её аккуратно снять сняв навершие, но для этого пришлось бы стачивать кончик хвостовика и расковыривать навершие, а мне не хотелось дополнительных повреждений.

Потом я немного постучал молотком по навершию и оно скользнуло вниз, как показано на рисунке ниже. Как вы видите, на верху у хвостовика было немного металла и он расширялся к клинку. Снять навершие, так чтобы не повредить его не расколов перед этим деревяшку черена было невозможно.

Следующая картинка показывает только навершие и в кончик хвостовика. Отверстие в навершии проходит весь путь до конца, и у них было нанесено немного клея в нижней части.

Сборка рукояти меча

в начало

После того как я переделал крестовину, я расширил отверстие в навершии, и укоротил хвостовик чтобы обеспечить его упрочнение, и сделал дополнительное углубление в верхней части навершия.

Прежде всего, я получил крестовину выровненную с долом меча. (См. рисунок ниже) .. выглядит намного лучше.


Я также заново сделал черен с деревянной обкладкой и покрыл его кожей, но подробнее будет описано позже. Ниже на снимке первоначальное состояние навершия.


Следующий снимок показывает, навершие после того как я разточил потайную область для хвостовика.


Следующая иллюстрация показывает, навершие после того как я установил его (видно уродливую ляпуху). Я, вероятно, слишком сильно прибил, но оно действительно получилось прочно. Я уверен, что все сделано очень плотно.


Ниже на снимке навершие и хвостовик зачищены, так выглядит и держится надежно на данный момент!


Ниже на снимке отполированные хвостовик и навершие. Кончик хвостовика еле-еле виден.


Ниже снимок показывает готовый меч с новой рукояткой. Я очень доволен тем, как все это получилось. Все сидит очень плотно и теперь у него есть намного больше металла хвостовика в навершии.

Деревянные детали рукояти меча

в начало

Я удалил старые деревянные детали рукояти и у меня есть несколько маленьких кусочков древесины тополя под рукой, чтобы сделать новую ручку. Я отрезал первый кусок немного больше, чем будет окончательный размер детали. Это некоторое позволение для обработки и шлифования. Я положил хвостовик на деревяшку и разметил, нарисовав некоторые линии на дереве. Затем я взял несколько небольших кусков тополя которые будут в конечном итоге сторонами ручки. Они будут 6 мм (1/4") толщиной, в то время как верхний и нижний куски 13 мм (1/2") толщиной.


На картинке выше показано как я приклеил (используя любой хороший древесный клей) два 6 мм куска дерева снизу. Зажал их и дал им высохнуть в течение часа.


На рисунке выше показаны две боковые части, приклеенные к верхней части, идентичной нижней части, они вырезаны и готовы быть склеенными.


Я в общем был в состоянии сформировать цельную деревянную ручку и одеть её на хвостовик, но при этом могут возникнуть проблемы при подгонке её по хвостовику. Гораздо проще прикрепить ручку если она состоит из двух частей. Поэтому я использую старый трюк плотников: склейки двух кусков (верхнего и нижнего) через также лист бумаги между ними. Это делается для сильного нажима и позволяет мне подогнать форму и размеры ручки, а затем разделить ручку перед установкой на хвостовик.. Картинка выше показывает как лист бумаги наклеивается на дно. Лучший использовать что-то немного плотнее, чем стандартная бумага. Здесь я использую кусок картона.


Ранее я упоминал, что два куска были 6 мм (1/4") толщиной. Но хвостовик на этом мече был ближе к 4.7 мм (3/16"), поэтому я обстругал часть нижней стороны так чтоб зазор был лишь немного больше, чем 4.7 мм, чтобы было некоторое пространство для эпоксидного клея, которым мы будем приклеивать ручку к навершию. Медленно здесь.. не снимайте слишком много дерева..лучше снять слишком мало чем немного больше!

Нанесите немного клея на другой стороне бумаги и в верхней части ручки. На рисунке выше показаны все части зажатыми, так они должны держаться около часа. Использовать здесь только столярный клей.

Если у вас все склеено вместе, то вы теперь готовы выточить из заготовки хорошим округлые ручки из квадратной заготовки. Опять же, действуйте медленно здесь. Шлифовальный станок реально удобен для вытачивания, но это можно сделать и вручную. Я пытался вытачивать так, чтобы верхняя и нижняя части ручки соответствует толщине хвостовика и крестовины. После тщательного вытачивания у меня получилась ручка. Я отшлифовал её, чтобы она была довольно гладкой. Вы должны будете сделать окончательную шлифовку после того, как наклеите на хвостовик, но по большей части вы можете закончить её на этом же этапе.

На картинке выше я просто показал что получается в конце. Опять же, повторюсь: я пытался сделать так чтоб ручка соответствововала толщине навершия в верхней части, и крестовине в нижней. Кроме того, я уверен что я сделал комфортную для своей руки ручку.

Если ваше навершие еще не склепано с хвостовиком убедитесь что ручка подходит очень уютно и оказывает равномерное давление на хвостовик, крестовину и навершие.

Я доволен формой и отделкой ручки, и я теперь готов разделить ручку на две половинки. Просто вставьте отвертку и аккуратно приподнимите две части друг от друга по линии на бумаге. Когда вы разделите на две части, то вы должны будете немного ошлифовать, чтобы удалить бумагу, которая осталась на дереве. На рисунке выше показано что мои мучения подходят к концу и что это все будет работать!


Я 5 минут выдерживаю заготовку склеенную эпоксидным клеем, так чтобы деревянная ручка равномерно приклеилась к хвостовику. Убедитесь, что хвостовик чист и свободен от любых масел. Смешайте и нанесите эпоксидку на хвостовик и обе части ручки. Убедитесь, что вы не выстругали слишком большой промежуток с боков или концов. Убедитесь в том, когда вы зажимаете их, что они не выпадают и правильно выровнены. Возможно, вы захотите, чтобы проверить их несколько раз, чтобы они остались выровнены в то время как клей сохнет. Эпоксидный берется приблизительно 20 минут.

Также убедитесь, что ручка прилегает вплотную гарду поэтому она не будет болтаться. Я обычно добавляю немного эпоксидки вокруг гарды для хорошей меры.

Моя рукоять была разобрана, и я немного расширил кончик хвостовика. Эпоксидка остается немного гибкой в течение нескольких часов, поэтому после склеивания, я присоединил навершие к хвостовику. Таким образом, навершие также должно сидеть прочно и удерживать ручку. Окончательно все застынет в течении нескольких дней.

На рисунке выше показано готовый меч. Вам, вероятно, нужно подправить шлифованием клей, который, возможно, просочился, или только для окончательной очистки. Только будьте осторожны, чтобы не поцарапать металлические детали делая это.

И вот теперь вы можете взять меч в руку. Но это еще не все.

Изобретение меча оказало на нашу цивилизацию огромное значение. Меч – это не просто колюще рубящее оружие, это символ средних веков, знак статуса и символ чести. Мечам давали имена собственные, их знали по характеристикам, считалось, что меч может обладать своим характером. Жизнь клинка была долгой и сложной, как и его изготовление.

Надо понимать, что во все времена меч был не просто оружием, это был признак профессионального воина-рыцаря, элиты армии. Овладение мечом требовало длительных занятий и крепости руки владельца. Сам же меч представлял собой практически произведение искусства. Его изготовление занимало немало времени и ресурсов. А мастеров, которые делали такие клинки, во все времена ценили на вес золота, а то и выше. Стоит отметить, что в те времена невозможно было контролировать температуру и выдерживать время закалки, все делалось на глаз и на ощупь, тем не менее, старинные мечи и сегодня удивляют нас качеством своего металла, благодаря невероятному мастерству кузнеца.

Эволюция меча

Легенды говорят о повсеместном использовании мечей воинами античности и средних веков. Но на самом деле все обстояло иначе. Основным материалом для изготовления оружия тогда была медь и её сплавы, такие как бронза. Несмотря на свою низкую твёрдость, бронза широко использовалась для изготовления оружия.

Следующим шагом в металлургии стало использование железа, его ковка и получение низкоуглеродистых сталей на его основе. Основным оружием пехотинца стали меч, копье и топор.

Короткие мечи из мягкого железа, получили широкое распространение уже во времена античности.

Римские манипулы и греческие гоплиты шли в бой вооружённые короткими одноручными мечами. Качество металла этих мечей оставляло желать лучшего, но это было массовое производство и от не требовалось прорубать железные доспехи.

Но металлургия совершенствовалась, постепенно появлялись новые методы обработки железа и выплавки стали. В IV-III веке до н.э. появилась технология кузнечной сварки, тогда ещё меди, но впоследствии её стали применять и для сварки полос низкоуглеродистой стали.

Уже в XII-IX веке мастера научились сваривать полосы металла в одну полосу, после чего подвергая термохимической обработке, его кромки получать клинки мечей.

На территории Руси не было месторождений железа, высокого качества, поэтому русские мастера использовали качественный металл, закупаемый в Швеции. Ну, или многократно проковывали металл, полученный из болотной руды, даже из него славянские кузнецы делали великолепные стальные изделия.

Мечи викингов

Знаменитые викинги, как известно, выходцы из Скандинавии. И, говоря современным языком, это были отлично вооружённые и обученные небольшие подразделения морской пехоты, наводившие ужас по всей Европе. Из походов они привозили с собой награбленные сокровища.

Местность современной Норвегии, Швеции, Исландии и Дании, как основные места их поселения, обладали достаточно суровым климатом. Что соответственно наложило свою печать на формирование у викингов властной и иерархической структуры.

Во главе племени или рода стоял военный вождь, обладающий «правом сильного».

В его подчинении были отдельные рода, которые в свою очередь объединялись в кланы. У главы племени в подчинении была военная дружина и корабли – драккары.

Экономика развивалась лишь за счёт добычи и продажи железной руды и изделий из неё, а также скудной охоты и рыболовства, так как земледелие в тех краях было достаточно неудобным и опасным, с точки зрения неурожая, делом. Основным путём экономического развития были торговля, пиратство и набеги на прибрежные города других народов с целью грабежа.


В силу родового уклада добыча металла, производство оружия и даже отдельные технологические операции по его украшению находились в руках нескольких отдельных кланов или родов. Так известен род Ulfberht, один из знаменитых кузнечных родов франков и данов.

Вооружение дружин скандинавских конунгов ничем не выделялось на фоне вооружения франкских или древнегерманских отрядов. Обычно для старшего воина – это был меч, щит и доспехи, для обычных дружинников топоры и щиты из дерева с набитыми умбонами и оббитой металлом закраиной щита.

Скандинавский меч берет своё начало из франкского прямого меча, также именуемого каролингским.

Это длинный прямой обоюдоострый клинок, с крестовиной. Рукоять круглая или овальная в сечении, одевалась на хвостовик клинка. Поверх рукояти одевалось навершие-яблоко.

Мечи созданные скандинавскими кузнецами предназначены для рубящих ударов. Длиной, обычно 70…90 см. Толщиной – 4..4,2 мм. Шириной – 5…6 см. Конец, как правило, тупой или даже закругленный. Все дело в том, что мечем неудобно наносить колющие удары. По классификации Ошкотта, эти мечи являются подвидом европейских «каролингских мечей».


Мечи носили как удобно воину, обычно на бедре. Но вопреки фильмам носить мечи на спине не очень удобно и к тому же крайне опасно, вынуть его при необходимости быстро не получится. По этой причине это чисто кинематографический приём.

Клинок изготовляли методом послойной ковки, чередуя мягкое и твёрдое железо, этим добивались высокой пластичности и упругости клинка.

Позже скандинавские кузнецы освоили и метод послойной ковки, изготовляя мечи по методу аналогичному дамасской стали, но в отличие от востока, у скандинавов эта традиция не прижилась.

В первую очередь, это связано с наличием залежей железных руд, из которых получалась качественная сталь, которая ценится до настоящего времени, вторым фактором было время. На изготовление дорогого меча могло уходить до полугода, таким временем викинги не располагали, набеги нужно было совершать гораздо чаще.


По этой причине мечи каролингского типа викингов это скорее оружие для старшего воина или вождя. В скандинавской дружине более удобными считались топоры и молоты, ввиду их стиля ведения боя.

Металлургия по-японски

Позже всего железо пришло в Японию, но, несмотря на это именно японские мечи известны своими смертельно-опасными характеристиками. «Мастер мечей» в Японии в сословном обществе находился на одном уровне с самураями. Это право давало ему его мастерство.

Кузнецы-оружейники – кадзи, были вне ранга ремесленников и входили в состав от 80…120 кузнечных школ, в разное время их количество менялось.

Железная руда добывалась из речного песка, выплавка стали из такой руды была трудоёмким и длительным процессом. После выплавки полученная сталь многократно проковывалась до получения однородной плотной массы. Полосы из такого материала объединялись кузнечной сваркой в пакет и снова проковывались.


Нужно отличать японскую технологию получения композита из слоёв металла от европейской технологии получения дамасской стали. Если в Японии было принято именно наваривание слоёв стали на основание, то при изготовлении дамаска применялся монолитный пакет, объединённый кузнечной сваркой.

Изготовление японских мечей было сложным процессом. Существовало два основных типа ковки меча:

  • итамэ – на стальную полосу из мягкой стали наваривался многократно свёрнутый пакет из высокотвёрдого металла, который и образовывал лезвие;
  • масамэ – также в качестве основания использовалась полоса мягкой стали, но на область клинка наваривалась кузнечной сваркой свёрнутая полоса твёрдого металла и уже на неё наваривается лезвие из хаганэ – очень твёрдого сплава.

Сам клинок имел клиновидную форму, что упрощало его обработку и многократное наваривание.


Изготовление самурайского меча по технологии и качеству отличалось от изделий европейских мастеров. Хотя и имело некоторые общие черты.

Европейский меч

Технологии получения металла постоянно развивались, но изначально практически везде использовали одни и те же технологии. Для того чтобы понять сущность меча, придётся вникнуть в технологию его создания с самого начала. С получения руды.

Из руды в железо

Железо изначально добывалось из болот, из так называемой болотной руды, но уже в начале средних веков стали использовать и добычу из закрытых месторождений.

Полученную руду выплавляли в металл сыродутным способом, получившим своё название из-за использования воздуха атмосферной температуры для поддержания горения.

Эффективность получения металла была крайне низкой. Сталь получалась нестабильной структуры, с вкраплениями шлака. Для того чтобы довести её до приемлемого состояния требовалась неоднократная проковка заготовки и в дальнейшем её науглевоживание.

Изготовление мечей на Руси было довольно дорогим и сложным процессом именно из-за болотной руды, практически все качественное оружие делали из завозимого из Швеции железа.


Нужно отметить, что сталь представляет собой сплав железа с углеродом. Чем больше в железе углерода, тем твёрже металл, но в тоже время при значительном количестве углерода материал становится излишне хрупким. При перенасыщении он переходит в чугун, который на тот момент считался бесполезным материалом ввиду невозможности обработки его ковкой.

Плавку производили в печи, куда засыпали железную руду вперемешку с древесным углём и пережигали её в течение определённого времени.

Воздух в домницу подавался мехами. Процесс достаточно небыстрый и затратный, особенно учитывая то, что уголь также требовал длительного пережога из древесины определённых сортов.

После того как уголь прогорал, из печи доставали слитки металла, называемые крицами. Это был сплав шлака, стали и чугуна. Крицу разбивали на более мелкие части, отделяли сталь, после чего проковывали её, удаляя пустоты и частицы шлака. После этого заготовки продавали мастерам оружейникам.

Ковка меча

После получения железа требовалось провести ещё множество операций. Технология ковки боевого оружия из такой руды дело тонкое и требующее опыта, аккуратности и мастерства. Клинок создавался в несколько этапов:

  • получение пакетов из металла разной твёрдости, многократная проковка с кузнечной сваркой;
  • кузнечная сварка пакетов для создания клинка меча;
  • придание формы;
  • термохимическая обработка режущих поверхностей;
  • окончательная закалка;
  • полировка лезвия;
  • заточка и насаживание рукояти.

Кузнечная сварка пакетов металла различной твердости применялась для того чтобы клинок меча обладал достаточной упругостью (мягкая сердцевина), прочностью (средние по твердости боковые пакеты) и твердостью (область лезвия).


Термохимическая обработка обычно заключалась в поверхностной цементации, раскалённая заготовка опускалась в сосуд с мелкоистолченным углём и прогревалась в нем. В это время происходило насыщение поверхностных слоёв стали углеродом, от чего возрастала твёрдость поверхности клинка.

Нужно отметить, что поверхностная цементация не захватывала глубину и поэтому после цикла заточек, меч требовал повторения этой процедуры, так как заточка снимала цементированный слой.

Так делали знаменитые каролингские мечи, изготовление скандинавских мечей практически ничем от этого процесса не отличалось.

Процесс получения таких изделий, в настоящее время освоен энтузиастами кузнечного дела, по самостоятельно созданным эскизам и чертежам оружия средневековья, но и сейчас при использовании сравнительно современных технологий требуется до полугода на создание качественного меча.

Сталь имени базара в Дамаске и булат, и их отличия

Дамасская сталь, несмотря на своё название с городом никак не связана, своё название она получила в Средние века из-за крупного оружейного базара расположенного там. А появилась она ещё в античности.


Клинок из дамасской стали представляет собой клинок из нескольких пакетов стали с различным содержанием углерода.

Наиболее известна так называемая «харалужная» сталь. В этом случае кузнец сваривал несколько прутков металла с разным содержанием углерода в один пакет, после чего закручивал его в косу и проковывал в брусок, несколько таких брусков также сваривались, закручивались и проковывались.

При удачном подборе температур получался гибкий и твёрдый клинок.

После отковки клинок закаливался и затачивался. Характерный упорядоченный рисунок на его поверхности протравливался.

Вторым вариантом изготовления дамаска было многократное проковывание пакета пластин из стали, с постоянным его складыванием и сгибанием. В итоге получалось «слоёное тесто» из сотни с лишним микрослоев материала различной твёрдости и вязкости.

Но и этот вариант занимал огромное количество времени. Для такой ковки требовалось применять труд молотобойцев, так как в одиночку кузнец явно не справился бы с такой работой.

Так получалось великолепное оружие, легенды окрестили его по имени восточного города Дамаск, но на самом деле харалужные клинки появились в Европе в начале средних веков, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Так бастарды, то есть одноручные европейские мечи из дамасской стали появились раньше, чем киличи и шамширы с Востока.


Дамасская сталь отличалась от композитных клинков японских и европейских мастеров. Но, несмотря на великолепные характеристики, изготовление таких мечей было слишком трудоёмким. Особого распространения они не получили, но зато вошли в легенды.

Нужно заметить, что качества дамасских клинков сильно преувеличены. Клинок не мог прорубить сам по себе пластинчатый доспех или перерубить подушку, это все выдумки романистов 18-19 веков. Дамасские клинки отличались лишь повышенной прочностью, остротой заточки и повышенным режущим свойством, за счёт многослойной структуры клинка.

В конце 19 века дамасская сталь и булат были получены русским металлургом Аносовым. Но если булатные клинки массово выпускались на Златоустовском заводе, то выпуск дамасской стали был признан экономически невыгодным, ввиду её сложности.

Булат в отличие от дамаска представляет собой литой металл, а не полученный кузнечной сваркой.

Он как раз и пришёл в Европу с Востока, под именем вутц его делали в Индии, в Афганистане и Иране он еще известен под именем хорошан. Внешне отличить дамасскую сталь от булата сравнительно просто. Булат имеет хаотический, беспорядочный узор, в то время как на дамаске полученном ковкой узор более стабилен и упорядочен.

Получали булат из высокоуглеродистой стали, практически чугуна, добавляя в него частицы низкоуглеродистого металла при плавке, не до конца расплавившиеся частицы низкоуглеродистой структуры и придают булату его характерные узоры.


Вообще древние мастера владели не только этим секретом, вариантов выплавки было много, но основным и наиболее лёгким в освоении был все-таки этот.

Как и дамаск, булат не обладал сверхъестественными способностями. Высокопрочная сталь клинка, хорошая вязкость и твёрдость – это клинок из булата.
Но на фоне современных ему композитных мечей, зачастую изготовленных с нарушениями технологии, булат отличался великолепными характеристиками.

С окончанием средневековья в котором были и войны, и нашествие татар, секрет получения дамаска и булата был утрачен. Восстановил его в 1881 году российский металлург Аносов.

Заключение

Думаю, по прочтении статьи понятно, почему средневековые мечи стоили того, чтобы их меняли на деревню, а то и две. Иначе как можно оценить трудоёмкость и количество времени и ресурсов вложенных в одну единицу оружия. Владелец меча имел в руках целое состояние.

Но при этом если посмотреть с точки зрения современной металлургии, то клинки тех времён не представляют ничего особенного, и не обладают никакими сверхъестественными способностями.

В тоже время, именно на изготовлении оружия развивалась металлургия, ведь для сохи и орала не требовались ни высокопрочные стали, ни термические методы обработки, ни даже цементации. Все это нужно было лишь для получения оружия. Так что выходит – «война – двигатель прогресса».

Видео